Телеведущий от всей души желает нам новых путешествий - подольше и подальше
Познавательному телеканалу о путешествиях «Моя Планета» в этом году исполняется 15 лет. Все эти годы здесь трудится неутомимый путешественник Андрей Понкратов. Среди его нынешних проектов — «А дома лучше» о достопримечательностях родной страны и «Артефакты. Культурный детектив» о необычных экспонатах региональных музеев России. Поскольку не за горами сезон отпусков, «Труд» спросил ведущего, куда отправиться в путь за новыми впечатлениями.
— Андрей, поделитесь планами. Куда лежат маршруты программы «А дома лучше» в ближайшее время?
— Мы с коллегами собираемся исследовать Свердловскую область. В Коуровской обсерватории под Первоуральском будем наблюдать за вспышками на Солнце, а в Дидинском тоннеле (это старый железнодорожный маршрут из Екатеринбурга в Пермь, ныне выведенный из эксплуатации) исследуем феномен... эха. Дело в том, что я коллекционирую эхо в рукотворных и природных объектах. Также посетим Нижний Тагил, навестим буддистский монастырь Шедруб Линг. Осмотрим знаменитые Шарташские каменные палатки — я в шутку говорю, что поживу в них, и кто-то верит, хотя, конечно, жить в скалах-останцах, расположенных в черте Екатеринбурга, вряд ли возможно... Пройдемся с экскурсией по Музею золота — кстати, вполне сравнимому с аналогичными экспозициями в США, Колумбии и Мексике. Ну и как, побывав в Екатеринбурге, российской рок-столице, не попробовать спеть такую вещь, как «С причала рыбачил апостол Андрей»? Еще доберемся до скал Семь Братьев, заценим Шайтанскую писаницу, покатаемся на упряжке с хаски вдоль Исетского каньона, встретимся с шаманами... Вот такие планы. Короче, уральцы, бейте в бубны — к вам едет «Моя Планета»!
— А какое место на карте из недавно вами посещенных особенно запало в душу?
— Чукотка! Кто ее не видел — не видел России. Столько редких зверей в природе, не в зоопарке, я больше нигде не встречал. Для любителей живой природы там рай: тюлени, белухи, медведи белые и бурые. Птичьи базары такие, что орнитологи с ума сходят от восторга. На морской прогулке на расстоянии вытянутой руки наблюдаешь китов гренландских, горбатых и серых или охоту косаток на моржей. На берегу можно заняться сбором морских водорослей или посмотреть средневековые памятники, оставшиеся от местных китобоев. А как чудесна чукотско-эскимосская кухня! Китовый жир с холодной водкой! Морошка дикая! А местные фантастические танцы и песни, чем-то напоминающие фольклор североамериканских индейцев или народа маори в Новой Зеландии?! Ну и просто пейзажи — таких, как на Чукотке, нигде не найти!
— На ваш взгляд, туризм в России набирает силу?
— До китайцев нам, конечно, пока далековато. У них внутренний туризм — одна из ведущих отраслей экономики, там путешествуют десятки миллионов, если не сотни. Хотя и в России тех, кто решил посмотреть свою страну, с каждым годом все больше. Вижу в том и заслугу канала «Моя Планета». Недавно в Анадыре я встретил своих зрителей. Оказалось, мои земляки из московского района Митино. Они прилетели в самый восточный город России по пенсионному тарифу, заплатив за маршрут длиной 8 тысяч километров всего 7 тысяч рублей. Билеты, правда, заказывали загодя. А распрощавшись со мной, отправились в Воркуту — и опять по пенсионному тарифу. Признаться, я о таких возможностях и не знал.
— Что же, по-вашему, мешает нашим соотечественникам активнее путешествовать? То самое нелюбопытство, по поводу чего еще классик сетовал, слабая реклама, плохой сервис, дороговизна билетов и отелей?
— В той или иной степени — все, что вы перечислили. Туризм у нас, если ты не пенсионер, занятие не из дешевых. Ну и многим не хватает здорового авантюризма, желания узнать мир и себя самого поглубже. Вы ведь наверняка встречали людей, которым всюду скучно? Мне таких жаль. Это ведь так интересно: открывать новые для себя места, возвращаться туда, где уже был, ведь по прошествии времени что-то там изменилось, да и я стал другим, вижу окружающее по-иному.
— А что надо менять в самой индустрии туризма?
— С местной малой авиацией надо что-то делать. Из-за архаичных аэропортов и устаревшего авиапарка эта отрасль отстала от времени, ненадежна, очень зависит от погодных условий. Недавно мы из-за снегопада четыре дня просидели на Соловках. Хотя и полезного очень много делается. Из вспомнившегося навскидку: в гостинице Архангельска у ресепшена я натолкнулся на большой планшет, где можно было изучить область порайонно, прочесть на русском, английском и китайском языках об интересных достопримечательностях и даже заказать перелет.
— А еще вы восхищались выставкой «Россия» на ВДНХ. Что вас, бывалого путешественника, на ней особенно заинтересовало?
— Я побывал там уже несколько раз и замечаю, что посетителей становится все больше. Да и сам, представляя вместе с коллегами Чукотку и Забайкальский край, изрядно побродил по 75-му павильону и понял, что число мест, которые хотелось бы посетить, только увеличилось. На выставке у меня появились и стенды-любимцы. В экспозиции Псковской области, например, изумил единственный в России средневековый варяжский меч, сохранившийся в прекрасном состоянии. Таких во всем мире остались считаные единицы. Правда, в самой Псковской области, куда я приехал на встречу с молодыми блогерами, ребята рассмеялись: «Это реплика, дядя». Оказалось, оригинал — в местном музее, а в Москву привезли очень похожую копию. Мораль: за эксклюзивом надо ехать на места!
— В программе «Артефакты. Культурный детектив» вы рассказываете о музеях интересно и пылко. А как вам кажется, достаточно ли часто их посещают соотечественники?
— Конечно, иначе откуда огромные очереди в эти самые музеи? Есть люди, которые ради значимых выставок и в другие города отправляются. Я сам на электричке в холод ехал в Истру посмотреть на Брейгелей из частного собрания. Конечно, посещаемость зависит от уровня экспозиции, от креативности музейного руководства. Дело же нашей программы «Артефакты. Культурный детектив» — показать, насколько интересны могут быть такие культпоходы.
— И какие же музеи здесь в лидерах?
— Думаю, Эрмитаж даст фору всем остальным. В том числе на мировом фоне, при всем уважении к Ватикану, Уффици, галереям в Роттердаме и Амстердаме. Из нехудожественных собраний посоветую Музей палеонтологии Горной Мсты, это река в Боровичах Новгородской области. Там выходит наружу палеозойский пласт животных и растительных окаменелостей. В Мышкине хорош Музей мыши: Вообще местные музеи — настоящие кладези.
— Впереди майские праздники. Куда бы вы посоветовали поехать тем, кто еще не определился с планами?
— В России везде хорошо, так что просто прислушайтесь к тому, куда зовет душа. Конечно, сверьтесь с кошельком. Детали уточняйте в интернете. Ну и я не был бы патриотом своего канала, если бы не посоветовал вам чаще присматриваться к маршрутам, предлагаемым «Моей Планетой». Сам я в мае с удовольствием махнул бы на Кавказ: Ставрополье, Краснодарский край, Адыгея, Осетия, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия... Смотря что вам больше по душе — море, лиманы, водопады, озера или горные реки. А Байкал? Он же прекрасен во все времена года.
— А куда податься любителям гастрономии?
— Минутку, сейчас спрошу у Антона Зайцева, главного гастротуриста на «Моей Планете». Вот он отвечает: езжайте в Мурманскую область, в Териберку, за местными морепродуктами. От себя добавлю: можно отправиться в Крым собирать виноград — жить на ферме, пить вино, есть барабульку, загорать, купаться и открывать для себя этот фантастический край. Правда, это лучше делать не весной, а в конце лета и осенью. Обязательно побывайте в севастопольском музее Береговой батареи № 15. А в античном театре Херсонеса дает представления местный драмтеатр. Зрелище незабываемое.
— И вопрос на посошок: как отпразднуете 15-летие «Моей Планеты»?
— Наш любимый канал, лауреат многочисленных премий, справляет его каждый день яркими проектами, украшающими российскую туристическую журналистику: «Человек мира», «Человек-праздник», «Мнимый больной», «Кавказский пленник», те же «Артефакты. Культурный дневник» и «А дома лучше»... Каждый сезон к ним прибавляются новые эксклюзивные передачи. Я бы пожелал «Моей Планете» еще много раз отметить подобные юбилеи. Ну а нам всем желаю новых путешествий — подольше и подальше!