В ретейле вводятся квоты для российских товаров
В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно которому для ретейла будут вводиться квоты на торговлю товарами отечественного производства.
Появление своей, российской полки в супермаркетах и на маркетплейсах можно считать делом решенным. Законопроект одобрили в правительстве все профильные министерства, очень скоро поправки в закон «О торговле», предусматривающие выделение квот для российских товаров, станут обязательными для ретейлеров и маркетплейсов.
Документ не конкретизирует минимальную долю отечественных товаров в продаже, но оговаривает возможный максимум: не более половины от общего ассортимента. Авторы документа полагают, что административное вмешательство в торговлю станет стимулом развития предприятий потребительского рынка. Первыми доступ к волшебной полке должны получить производители непродовольственных товаров, а в перспективе и предприятия пищевой промышленности.
Правда, Федеральная антимонопольная служба напомнила, что не располагает данными о системных трудностях отечественных производителей со сбытом своей продукции. К тому же такое «волевое» решение способно нанести ущерб торговым предприятиям, которым придется доставлять российские товары даже в те районы, где их реализация экономически невыгодна. На чьи плечи лягут дополнительные расходы по логистике? Нетрудно догадаться, что платить за издержки придется покупателю.
Глава Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев заявил, что российская полка — не самый эффективный инструмент поддержки предпринимателей. «Доля отечественной продукции на полках супермаркетов по объективным причинам растет и без дополнительного стимулирования. Особенно в таких категориях, как стройматериалы, мебель, бытовая химия, — считает специалист. — А квотирование и прочие искусственные барьеры лишь ограничивают конкуренцию на рынке и ухудшают товарное разнообразие».
Между тем в арсенале правительства есть куда более эффективные меры поддержки бизнеса: от прямого субсидирования закупок сырья и комплектующих до налоговых послаблений и возмещения затрат на рекламу и продвижение.
Учтем также, что большая часть одежды, обуви, косметики, товаров для детей, электроники по-прежнему импортируется. К тому же далеко не все товары российского происхождения дешевле зарубежных аналогов...
В общем, не все так просто, как кажется чиновникам и законодателям, придумавшим закон о полке.