Литературный обзор
Популярное ныне слово «карантин» родилось во времена нашествия чумы в Венеции, где 600 лет назад была объявлена изоляция на 40 (quaranta) дней. Островок в Венецианской лагуне Lazzaretto Vecchio (Старый Лазарь) — первый лазарет, а само слово «карантин» стало символом тревоги и страха перед надвигающейся неведомо откуда угрозой всему живому.
Аркадий Ипполитов «Только Венеция. Образы Италии XXI»
Автор нашумевших книг «Особенно Ломбардия» и «Просто Рим» на этот раз признается в любви к Венеции. Любви, начавшейся 31 декабря 1970 года с просмотра фильма в старом ленинградском кинотеатре «Знание» и трехкопеечной открытки с фрагментом репродукции Карпаччо. Тогда будущему маститому искусствоведу едва исполнилось 12 лет. От осененного живописью Тинторетто здания Скуолы Гранде ди Сан Рокко он обращается к житию святого Рокко, потом к фильму Висконти «Рокко и его братья» и даже к юному Алену Делону.
Темными венецианскими каналами плывем мы от святых к порнозвездам — тех и других в истории этого города было с избытком. Узнаем, чем куртизанка отличается от гетеры, откуда взялось слово «гетто», а заодно — и о конях святого Марка, украденных крес-тоносцами с константинопольского ипподрома. Город, который сегодня не рекомендован к посещению туристами, никак не желает скрыться в пучине вод и угрожающей миру заразы.
Алексей Иванов «Комьюнити»
Насколько актуальным получился этот роман-предупреждение известного автора («Географ глобус пропил», «Ненас-тье», «Тобол»), становится понятно только сейчас, когда весь мир на наших глазах сползает в пучину страха и экономического кризиса перед лицом пандемии. Да, в книге не коронавирус, а чума влезает в души героев, но что это в принципе меняет? Ничего. Налицо все приметы нашего времени, когда люди все дальше удаляются от реальной жизни в пучину социальных сетей, где все и происходит. Там-то и подстерегают демоны, порожденные последней фишкой — «семантическим интернетом». И от них, как выясняется, никуда не деться, и все вокруг становится лишь чумным призраком, видением воспаленного сознания: работа, любовь, дружба. Все неправда, кроме чумы.
Жутковатое повествование о внезапно разбуженной эпидемии, сеющей страх и смерть — хочется, перекрестившись, отринуть куда-нибудь подальше — к снам с похмелья или к голливудским страшилкам. Но стоит выглянуть в окно — и мурашки по коже: нет, ребята, это не сон.
Сара Готфрид «Приручи свои гормоны»
Ужаснее всяких вирусов — паника и страх. Стресс подобен бензину, которым плещут в костер: Выпускница Гарвардской медицинской школы и преподавательница йоги учит управляться со страхом и стрессами без медикаментов. Глотать препараты, конечно, полегче, чем поменять рацион, а заодно и отношение к себе и миру. Но именно второй путь спасителен. И первый шаг на этом пути — выявление причин, ведущих к бессоннице и вечной усталости. А дальше — упорная работа над собой. Необязательно впадать в такие крайности, как сон на доске или суперсложные асаны. Просто правильно действуй каждый день. Даже когда времени в обрез, удели 10 минут глубокому дыханию, медитации или короткой прогулке. Эта передышка очистит ум и пустит химические процессы в нужное русло. А если гормональный фон хорош, ты, без сомнений, справишься с чем угодно.
В этом, по крайней мере, уверена автор.