Без флага и гимна, но летают выше всех

Новый летний сезон российские легкоатлеты начинают, испытывая одновременно чувства надежды и тревоги

Дело в том, что глава рабочей группы IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) Руне Андерсен официально высказал предположение, что россияне могут быть лишены права выступать на международных соревнованиях даже под нейтральным статусом. Российская делегация по главе с президентом ВФЛА вылетела в Лозанну для переговоров с этой группой, а также представителями МОК и ВАДА. Ведется также работа по поводу восстановления РУСАДА. На данный момент перед официальными представители России стоит задача – хотя бы получить претензии во внятной и понятной форме. Пока ультиматум звучит так: «Если российская сторона не достигнет прогресса, то в июле ее спортсменов не допустят на турниры ИААФ даже как нейтральных атлетов».

Тем не менее, даже получив столь тревожные новости, лидеры сборной России продолжают напряженно тренироваться. Зимний сезон они недавно завершили очень успешно. На прошедшем в Бирмингеме чемпионате мира по легкой атлетике россияне выступали под статусом нейтральных спортсменов с аббревиатурой «ANA», и количестве всего лишь семи человек. Но при этом умудрились завоевать три медали. В прыжках в высоту уверенно победили Мария Ласицкене (Кучина) и Данил Лысенко, Анжелика Сидорова с личным рекордом 4.90 завоевала второе место по прыжкам с шестом.

Самый титулованный российский тренер среди легкоатлетов Евгений Загорулько рассказал корреспонденту «Труда» о ближайших планах его личного ученика Лысенко.

Прыжковые дисциплины по-прежнему остаются «козырем» российской легкой атлетике. Немалая заслуга в том Евгения Загорулько (слева) и старшего тренера сборной России Антона Назарова

- Мы выезжаем тренироваться в Португалию. Данила уже достаточно отдохнул – с 5 по 14 марта, всё это время он находился в Башкирии, в родном Бирске. Где родился – там и Родина, и там душа лучше всего отдыхает. Данил побыл в семье, поговорил с родителями, друзьями. Съездил даже на охоту – к дяде. Но поохотиться не получилось – охота запрещена, несмотря на то, что его дядя – егерь.

- Лишний вес не набрал?

- Когда у Майи Плисецкой спросили о ее диете, она ответила просто: «Да не жру я ничего». Ну, совсем таких уж кардинальных мер Данил не применяет.. но старается. Он становится профессионалом и сам знает, что лишние килограммы снижают высоту прыжка. В отдельных случаях советуется со мной и в этом вопросе, и каждый отдельный момент мы с ним обсуждаем отдельно.

Бывший защитник сборной СССР Алексей Корнеев однажды мне рассказывал, как, приехав в одну из европейских столиц, увидел мужика, бегающего рядом со стадионом при жаре 34 градуса. Наши футболисты остановили его и узнали великого Ференца Пушкаша. Убежав из Венгрии, знаменитый нападающий предложил свои услуги итальянскому «Интеру». Там заставили его встать на весы, после чего сказали, что он – не Пушкаш. Тот, настоящий Пушкаш, был не такой толстый. И после этого, чтобы удержаться в мадридском «Реале», Пушкашу приходилось вот таким образом мучить себя. А прыгуну лишние килограммы мешают еще больше, чем футболисту.

- Вы тренировали многих чемпионов. Чем от них всех отличается Лысенко по складу характера?

- Скромностью. Даже при том, что – с периферии, и с юных лет привык быть первым парнем. У него прекрасное воспитание, какое ему дали родители, простые скромные труженики. Надеюсь, он и в дальнейшем сохранит эту прекрасную черту. Но при этом в прыжковом секторе Данил умудряется быть крайне жестким по отношению к своим соперникам, хотя наш вид спорта не контактный. Соревнования заканчиваются, и Лысенко из льва снова превращается в мягкого доброжелательного человека. Именно таким и должен быть настоящий профессионал.

- Когда Лысенко на недавнем зимнем чемпионате мира готовился к победной высоте, он попросил зал замолчать. И все на трибунах его послушали. Это вас удивило?

- Нет, конечно. Это некоторые западные СМИ пишут о российских спортсменах всякие гадости. А простая публика, особенно спортивная, уважает наших чемпионов. При том, что на трибунах в Бирмингеме была самая разношерстная публика. Насколько мне известно, и никто из известных зарубежных легкоатлетов не допустил в своих интервью ни одного недоброжелательного слова в адрес российских соперников. А все мои коллеги-тренеры – немцы, чехи, греки, испанцы и другие – остаются моими друзьями. Нам делить нечего, мы всё давно уже поделили между собой. А всем высшими спортивным чиновникам советую снизойти из своих номеров «люкс» к простым людям и посмотреть – как спортсмены живут и не только радуются за свои достижения, но и уважают чужие успехи.

- Перейдя в разряд взрослых атлетов, на всероссийском уровне Лысенко не проиграл еще ни одного старта. Не опасаетесь отсутствия конкуренции?

- Сплюньте и забудьте! Конкуренция у российских прыгунов в высоту конкуренция всегда была и всегда будет. Если Данила хотя бы на короткое время начнет уповать, что он – самый сильный, он тут же проиграет. Я ему этого не позволю, да и сам он всё прекрасно понимает и не допустит себе такого. Чемпион всегда должен иметь звериное чутье. Если у него нет этого качества, то грош ему цена, даже при отличных физических данных. На данный момент он выигрывает. А чтобы выигрывать завтра, надо пахать сейчас – много и правильно.

- Высота 2.45 покорится Даниле?

- На данный момент этот вопрос меня не волнует. Сейчас главное, чтобы нашу легкоатлетическую федерацию восстановили в статусе члена ИААФ, чтобы допускали до международных стартов всех, кто пройдет отбор на наших внутренних соревнованиях. И чтобы в честь наших чемпионов играл российский гимн. А потом будем говорить о дальнейших задачах. И чтобы это быстрее произошло, то и российские СМИ не должны выискивать черную кошку в той комнате, где ее нет. Нужно писать о достижениях Ласицкене, Лысенко, других наших замечательных атлетах. При этом надо отмечать, что они – часть России. И что надо заботиться о всем российском спорте, а не только о чемпионах.

- Как же такое допускает великий Коу, который сам одерживал громкие победы на дорожке, и за которого мы голосовали?

- Вы за него голосовали – вы с Коу и спрашивайте. Я за него не голосовал. Я занимаюсь своим делом – тренирую ребят. А над нами есть спортивное руководство, которое должно договориться с главой ИААФ Себастьяном Коу и другими чиновниками мирового спорта.

- Как вы общаетесь с тренером Ласицкене?

- В прекрасном кавказском тоне. Геннадий Габриэлян родом из Кабарды. Правда, непьющий, и это в нашем общении приносит небольшие проблемы, не позволяет нам сойтись еще ближе. Я сам выпиваю нечасто и всегда знаю меру, но Геннадий не пьет вообще ни по какому случаю, даже сухого вина. Но в остальном – абсолютно позитивный человек. А на гитаре играет – настоящий виртуоз, наш Ричи Блэкмор, репертуар которого у Геннадия особенно здорово получается. И то, что Габриэлян, будучи учителем физкультуры, довел свою воспитанницу от новичка до многократной чемпионки мира – это уникальный случай в современном спорте. Исключение из правил. Габриэлян – уникальный человек, так же как и Маша Ласицкене – уникальная спортсменка.

- Вы уже однажды испугали нас тем, что уходите из тренерской работы. Теперь до Олимпиады 2020 года продержитесь?

- Не хочу загадывать далеко вперед. Предпочитаю решать злободневные задачи.

- Кого еще, кроме Лысенко, тренируете?

- Я – тренер сборной России. Так что помогаю всем, кто того заслуживает. Тем, кто мечтает о многом, кто остается независимым от своих успехов и неудач, от прочих обстоятельств, кто не останавливаться на достигнутом, кто не привык жить вчерашним днем, не успокаиваться. Именно таков Данила Лысенко.