Дмитрий Медведев рассчитывает к 2020 году привести Россию в десятку самых привлекательных для туриста стран
На только что прошедшей в Москве международной выставке «Интурмаркет-2013» в разительный контраст вступили богатые стенды российских курортных зон и результаты титанических усилий и вложений в отрасль.
На фоне выполненных чуть ли не в натуральную величину горнолыжных спусков и байдарочных трасс, воспевающих возможности курортов Северного Кавказа и Кубани, зарубежные представительства выглядели бедными родственниками.
Но при таком великолепии наша страна в рейтинге популярности у туристов опустилась до
В качестве примера, где все получилось, можно взять Германию. Несмотря на финансовый кризис, немецкая туриндустрия демонстрирует отличные показатели. Так, Берлин бьет все рекорды — по числу гостей, количеству ночевок и темпам развития инфраструктуры. За год число ночевок в берлинских отелях увеличилось на миллион и достигло 22 млн. Берлин в минувшем году в жесткой схватке отвоевал почетное третье место у Рима среди самых посещаемых европейских столиц, уступив только Лондону и Парижу.
Как такое удалось? С этим вопросом я обратился к ведущему менеджеру компании Visit Berlin Кристиану Танцлеру. По его словам, стремительный рост популярности Берлина вызван двумя причинами. Во-первых, уникальным имиджем немецкой столицы как молодого и стремительно развивающегося города. И во-вторых, широким выбором гостиниц в разных ценовых категориях.
«Берлин сам по себе сегодня очень интересен и креативен, — поясняет Танцлер. — Здесь сосуществует множество культур, его атмосфера привлекает самых разных гостей. Здесь каждый день что-то происходит. Берлин стал моден и популярен у европейской молодежи».
Впрочем, модные тренды сами по себе вряд ли могут обеспечить рекордные показатели, если к ним не приложится отменно отлаженное гостиничное хозяйство. Уже сейчас берлинские гостиницы способны принять 126 тысяч постояльцев (за 12 лет этот показатель вырос вдвое). По количеству мест в отелях и пансионах Берлин на 30 тысяч опережает Нью-Йорк — один из самых популярных туристических центров в мире. В ближайшие два-три года в Берлине продолжится бурное строительство отелей на любой вкус и кошелек, общий фонд вырастет еще на 8 тысяч мест...
Как утверждает Кристиан Танцлер, Берлин, по сравнению с остальными европейскими столицами, предлагает отличное соотношение цены и качества. В минувшем году средняя цена за сутки в двухместном номере в Нью-Йорке составляла 180 евро, в Париже — 167 евро, в Риме — 117 евро, тогда как в Берлине не превышала 75 евро. Заметим: речь идет об очень приличных трехзвездочных отелях, большинство из которых находится в центре Берлина. Их уровень комфорта и сервиса полностью соответствует высоким немецким стандартам.
И еще одна любопытная тенденция в гостиничной индустрии немецкой столицы. Из-за финансового кризиса количество гостей элитных отелей постоянно сокращается. И здесь два пути: либо держать цену до последнего, уповая на то, что сверхбогатый клиент покроет все издержки, либо добровольно отказаться от звезд и сбавить цену, привлекая туриста среднего достатка. Расчетливые немцы пошли по второму пути. И не прогадали. Средний класс с энтузиазмом осваивает прелести проживания в престижных отелях. В среднем по Германии цены в гостиницах класса люкс снизились на
Помимо креатива и комфорта по разумным ценам очень много значит и хорошо продуманный маркетинг. Этим как раз и занимается Национальный комитет Германии по туризму. Вот что сказала в интервью «Труду» руководитель Национального туристического офиса в России Алла Беликова:
«Наша организация активно работает по всему миру. Участвует в выставках, брифингах, ищет любую возможность, чтобы напомнить о Германии и объяснить, почему сюда стоит съездить!»
По словам Аллы, в последние годы количество российских гостей на немецкой земле выросло на
Уже можно утверждать, что турбизнес в Германии создает больше рабочих мест, чем легендарный немецкий автопром. А в самом Берлине туризм стал главной движущей силой столичной экономики. Сегодня 275 тысяч берлинцев живут за счет туризма и проведения международных конгрессов и конференций. Годовой оборот туриндустрии здесь составил более 10 млрд евро, что вдвое больше, чем еще десятилетие назад.
Чем не пример для Москвы? Неужели в нашей столице меньше достопримечательностей и предприимчивых отельеров?
Татьяна Мезенцева, глава и собственник небольшой туркомпании (Москва)
— Почему у нас не так, как у них? Я была на выставке «Интурмаркет-2013» и обратила внимание: все широко рекламируемые на ней наши так называемые кластеры не пользуются вниманием ни у российского, ни у зарубежного туриста, зато пристальный интерес к ним давно проявляют следователи и Счетная палата. Там воруют — и это на сегодня главная достопримечательность, визитная карточка. Предоставляя гигантские средства на подобные «целевые» программы, правительство не в состоянии спросить за их исполнение. При этом все последние годы компании, работающие на туристическом рынке давно и честно, всячески загоняются в угол, выживают не благодаря, а вопреки принимаемым законам. В такой ситуации ждать результата наивно.
Елена Ханга, телеведущая
— В России я отдыхала в детстве. Коктебель, Одесса, лагерь МГУ в Пицунде... Чудесные воспоминания. Сейчас же... В мире столько мест, которые надо посмотреть. Пока силы есть, стоит ездить далеко. Когда из меня начнет песок сыпаться, перейду на старушку Европу. А отдых в России сейчас намного дороже, чем за рубежом. Мне послать ребенка в Турцию гораздо дешевле и безопаснее, чем на Кавказ или в краснодарские здравницы.
Ирина Хакамада, писатель
— Я пересекла Россию вдоль и поперек. Например, на Алтае была, на Телецком озере — это гениально, красотища необыкновенная. Но инфраструктуры нет. Для отдыха в нашей стране надо быть депутатом или жутко богатым человеком. Знакомые за дикие деньги поехали отдыхать на Камчатку, их на вертолете привезли на место, на неделю про них забыли, у них кончилась еда... Вот и приходится выбирать страны, где сервис и цены вменяемые. У нас же пока можно только с рюкзаком ходить в походы. И то небезопасно.