В Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина в рамках проекта «Кумиры.
Новый формат» прошла премьера спектакля по пьесе Лукаса Берфуса «Путешествие Алисы в Швейцарию» в постановке Виктории Звягиной. Легендарная актриса, гордость МХТ Ольга Яковлева играет мать несчастной Алисы, которая хочет свести счеты с жизнью и для этого отправляется в Цюрих, в запретное «Объединение помощи смерти».
Изначально сцена изображает аэропорт, с пассажирами в верхней одежде, чемоданами, табло. Аэропорт – это связующее звено между двумя квартирами, одна из которых в Германии, где живет мать (Ольга Яковлева) с дочерью Алисой (Елена Морозова), другая – в Швейцарии, ее делец Вальтер (Владимир Михайловский) сдает «черному доктору» Густаву Штромму (Александр Ливанов), чтобы тот цивилизованно, стерильно и даже с соблюдением неких «правил» отправлял на тот свет как обреченно больных, так и просто скучающих.
Когда-то в этой квартире Вальтер начал с малого – своими руками убил выводок рыжих кошек, поскольку это оказалось дешевле, чем платить за их усыпление в клинике по 120 франков. Теперь он сдает жилье «плохому доктору», чтобы наблюдать за тем, как умирают люди. Правда, Доктор Смерть не ради денег нарушает клятву Гиппократа, садится в тюрьму и лишается профессии, а во имя идеи, которая внедряется в сознание как индивидуумов, так и масс, и толкает их на разного рода «подвиги». У доктора Штромма есть своя философия: «Нам никто помочь не может – это ведь необратимо, если у человека есть право на жизнь, значит, должно быть право на смерть»... Энтузиаст «спасительной смерти» даже похож на благородного аскета… Более того, он весьма симпатичный мужчина, в него по уши влюбляются молоденькая ассистентка Ева и пациентка Алиса. Но он не поддается на искушения и не отступает от своей миссии. Любовь – ни к представителям противоположного пола, ни к родителям или детям, ни к самой жизни в «Путешествии Алисы» никого не спасает. Главный носитель любви человека к человеку, враг «доктора тьмы» – мать Алисы вслед за своей дочерью тоже прибегает к услугам Густава Штромма, но зато ее взгляд, полный укоризны и несогласия, выводит на путь истинного добра ассистентку доктора Еву (Анастасия Марчук). Ева берет свой чемоданчик и уезжает в Румынию, чтобы помогать больным детям. Молодая девушка, выглядящая обыкновенной влюбленной дурочкой, в конце концов понимает: надо жить и помогать жить другим.
Мать перед окончательным уходом Алисы из дома и из жизни последний раз смотрит на ее родимое пятно в виде бабочки и говорит о нем дочери. Но беда в том, что родинка у Алисы на спине, и сама она не может ее увидеть…Тогда мать дает в дорогу дочери Библию в современном переводе и с картинками.
Вот что сказала после премьеры об этом поступке своей героини Ольга Яковлева:
– Я в образе матери, спасающей свою дочь, выбираю надзор Божеский. Разумеется, моя героиня делает все, чтобы оттащить Алису от края, но тем не менее полагается на волю свыше. Всякое намеренное уничтожение чего-либо живого, будь то человек, или плод в утробе, или просто дерево, – против природы. Бывают деревья больные, но их можно лечить. Тогда как идея, которой руководствуется Доктор Смерть — Густав Штромм, совершенно противоположная: это не забота о страдающем, а упрощение его мучений.
Эту же гуманную мысль замечательная актриса доносит до зрителя своей игрой, и других допущений – будто человек в особых обстоятельствах может добровольно лишать себя жизни, а кто-то вправе ему в этом помогать, – после спектакля не возникает. Хотя сюжет «Путешествия Алисы в Швейцарию» вращается вокруг смерти и со смертью в финале, но он – о жизни, о чувстве ответственности перед собой, близкими, больными и всеми теми, кому еще хуже, чем нам. За каждую смерть кто-то должен нести ответственность, даже если человек будто бы сам наложил на себя руки или дал согласие на свое убийство. Таков главный смысл «Путешествия…»
И еще – невольно вспоминаешь про постоянно растущий счет подростковых самоубийств в современной России и понимаешь: ведь кто-то должен ответить за эти безвременные смерти.