Итальянец, живший в домике с видом на Россию

Лауреат нескольких «Оскаров», знаменитый киносценарист, писатель, художник и скульптор Тонино Гуэрра скончался на 93-м году жизни

«Оптимизм – это витамин жизни». Эту фразу знаменитого итальянского писателя, художника и сценариста Тонино Гуэрры теперь чаще других повторяют его друзья. Эти слова уже назвали заветом многочисленные ценители творчества классика мирового кинематографа.

Гуэрра, написавший сценарии более чем к сотне фильмов, скончался накануне в среду, 21 марта, после продолжительной болезни. Ему было 92 года. Большую часть своей жизни он посвятил работе в кино. «Не надо выдумывать сюжетов, – говорил он. – Я никогда не делаю этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет»…

Бабочка, которую не хочется съесть

Тонино Гуэрра родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело. Первый его фильм, по рассказу «Люди и волки», вышел в 1956 году; за ним последовала еще сотня кинолент, снятых в том числе и такими культовыми режиссерами, как Федерико Феллини, Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони, Витторио Де Сика, Тео Ангелопулос.

Кинокритики называют Гуэрру «любимым сценаристом Феллини». Однако люди, близко знавшие обоих мастеров, говорят: намного правильнее называть их лучшими друзьями. Они понимали друг друга с полуслова, а Гуэрра признавался, что работа с Феллини для него равносильна погружению в собственное детство.

«Выдумывать сюжеты» Гуэрре действительно практически не приходилось. Жизнь сама щедро «подбрасывала» ему материал для ярких и пронзительных историй. Сочинять их Тонино начал в 22 года, когда попал в фашистский концлагерь. Позднее он вспоминал об этом в интервью: «В жизни все перемешано: горе соседствует с радостью и наоборот. Именно в лагере я начал писать стихи. Видишь, как все связано! Именно там я стал понимать, как важна жизнь. Помню, когда нас освободили, я был так счастлив, что смотрел на бабочку без желания ее съесть»…

Тетради с вырезками

Впечатления от пережитого в лагере позднее легли в основу сценария киноленты «Ночь Святого Лоренцо». Эта самая ночь в Италии отмечается 10 августа. По преданию, в это время нужно внимательно смотреть на небо: если увидеть там падающую звезду и загадать желание, оно непременно исполнится. А героиня фильма в заветную ночь вспоминает события, произошедшие в конце Второй мировой: жители деревни, оказавшись не в силах больше ждать освобождения от фашистского режима, сами отправились навстречу союзникам... В 1982 году этот фильм удостоился главного приза Каннского кинофестиваля.

Довелось Гуэрре поработать и с классиком российского кино – Андреем Тарковским. «Когда Тарковский приехал в Италию, мы не знали, что делать, – вспоминал сценарист. – И я предложил ему полистать тетради с вырезками. Он влюбился в историю о шестидесятилетнем человеке, который закрылся в доме с сыном, будучи уверенным, что грядет конец света». Полюбившаяся Тарковскому история и легла в основу его фильма «Ностальгия».

«Россия внутри меня»

Восемь раз сценарии Гуэрры удостаивались главных наград Каннского фестиваля; несколько раз американская киноакадемия присуждала ему «Оскара» – за ту же «Ночь Святого Лоренцо», за «Казанову» (1966), «Фотоувеличение» (1967), «Амаркорд» (1976).

Всему миру была известна любовь Гуэрры к России. «Россия внутри меня», - говорил писатель. Он был женат на русской женщине Элеоноре Яблочкиной, и шутил, что «по жене он русский». Многие из российских литераторов, художников, кинематографистов были его друзьями. В ГМИИ им. Пушкина и галерее «Дом Нащокина» проводились выставки его работ, а в 1995 году жюри Московского Международного Фестиваля наградило его премией «За вклад в мировое кино».

Даже в последние годы жизни Гуэрра признавался, что Россия часто видится ему в том пейзаже, в живописной долине, которую он ежедневно видит из собственного окна… «После сорока, подходя к окну, мы все чаще и чаще видим из него не то, что есть на самом деле, а то, что хочется видеть, – делился он своими мыслями с читателями. – И, чем старше человек, тем он больше отдаляется от того, что составляет спектакль жизни или шедевры, на которые ездят смотреть туристы. Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни. Что самый большой спектакль – это когда падает снег»...