ШКОЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА

"Что у петуха четыре, у осла и кошки - два, а у собаки - один?* Мамочки, помогите ребенку правильно ответить на собеседовании!" - такие вопли слышны ежегодно накануне 1 апреля, когда начинается запись детей в 1-й класс. Сейчас родительская лихорадка под названием "устроить ребенка в достойную школу" достигла своего апогея. Граждане с азартом делятся информацией о том, где и за сколько можно сделать медкарту с первой группой здоровья, какие обучающие программы хорошие, а какие не очень. Активизировались и консультативные центры, предлагающие родителям переложить муки выбора на них.

ДВОРОВАЯ ШКОЛА
- Я завидую жителям центра Москвы, - рассказывает Ольга, мама второклассника Саши. - У них рядом с домом что ни школа, то с уклоном. А у нас в Южном Измайлове приличных школ - раз-два и обчелся. И попасть туда можно было только после дошкольной подготовки в этих же школах. Мой сын на подготовку не ходил. Пришлось отнести Сашины документы в дворовую школу. В буквальном смысле этого слова: школьное здание видно из окна нашей квартиры. Сейчас сын круглый отличник, но это не радует - в его классе учиться лучше других нетрудно: многие дети начинают читать не по складам лишь сейчас. Есть и те, для кого русский язык - не родной. Мамы его одноклассников говорят: "мы с родительского комитета". А учительница, по-своему милая и добрая, не замечает в его работах грамматических ошибок. И происходит это не из-за педагогических ухищрений, а потому, что она сама безграмотна. Я сейчас имею здорового ребенка, который твердо уверен, что учеба - это легкотня, а не труд, и все всегда будет получаться на "отлично". Интереса к учебе у него нет. Читать что-либо помимо школьной программы он отказывается, поскольку у них в классе это не принято. Я понимаю правоту своей подруги, которая отдала дочку в прогимназию. Пусть первые два с половиной года и девочка, и мама плакали от тяжести домашних заданий, но зато теперь ребенок имеет твердые знания. И, главное, понимает, что такое - учиться.
- Сына из дворовой школы я заберу.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Ирина Рябинина, почетный работник общего образования РФ, директор московской прогимназии N 1752:
- Если бы я искала школу для своего ребенка, то в первую очередь обращала бы внимание не на расстояние до учебного заведения, не на социальный состав и даже не на программу - все мы работаем по грифованным учебникам и утвержденным программам, а выбирала бы учителей, дух школы. Мне не важно было бы, есть ли у школы специализация, престижна ли она. Главным было бы то, чтобы учителя к моему ребенку относились внимательно, знали бы об особенностях его познавательной сферы, нервной системы, физиологии и учитывали это при его обучении. Я убеждена, что и в массовой школе возможно максимально раскрыть все способности ребенка - все зависит от профессионализма и желания учителей. Но я уверена и в том, что в каждой школе есть дети, которым можно и нужно учиться именно в этой школе. И есть те, кому здесь учиться не полезно.
Школы с углубленным изучением какого-либо предмета, прогимназии предполагают повышенные нагрузки. Но ведь есть дети, которые в этом возрасте не так крепки, как хотелось бы - и физически, и психологически. Поэтому таким ребятам нужно постепенное возрастание нагрузки, более щадящие условия обучения. И если родители все же отдадут его в школу с повышенной нагрузкой, то, скорее всего, ему навредят. Да, профессиональный учитель будет стараться сделать так, чтобы этот ребенок преуспел. Но все равно малыш будет понимать, что ему все дается труднее, чем одноклассникам, и будет не слишком доволен собой. Может появиться негативное отношение к учебе, как таковой.
На собеседовании надо не отбирать детей, а учителям и психологам вместе с родителями разобраться, какая программа обучения подойдет ребенку в данный момент. Родители должны прислушиваться к мнению профессионалов. В хороших школах с грамотным педколлективом никто не будет устраивать экзамен при приеме в первый класс. Нам даже не важно, умеет ли ребенок читать - если нет, мы его научим, в этом нет ничего сложного. Гораздо важнее, нравится ли ему в принципе заниматься, развито ли у него воображение, память, какова его познавательная активность. И если в беседе родителям мягко говорят, что ребенок не сможет - в силу разных причин - успешно учиться в выбранной ими школе, то стоит прислушаться. Я знаю много примеров, когда дети из обычной начальной школы, повзрослев и окрепнув, успешно поступали в гимназии и лицеи, а потом и в престижные институты. И немало случаев, когда выпускники престижнейших, по мнению родителей, школ выходили с отсутствием мотивации и стремления к интеллектуальному развитию.
ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ
Наталья подошла к выбору школы для своей дочери - теперь уже третьеклассницы, со всей ответственностью финансового аналитика.
- Во-первых, я очертила круг школ, до которых езды максимум 15 минут на машине, - говорит Наташа. - Возить каждое утро ребенка час-два по пробкам я не собиралась. Таких школ набралось 10. Я стала искать информацию в интернете: меня интересовало, как оценивается работа педагогов, какая атмосфера в школе, социальный состав учеников, сколько выпускников и в какие вузы поступают. После анализа этой информации школ осталось семь. В них я пошла сама. После уроков стала подходить к родителям учеников и спрашивать об учителях, программах, нагрузках, бытовых условиях (моя дочь не смогла бы нормально учиться в школе, в которой туалетные кабинки не имеют дверей - она бы просто в течение дня не ходила в туалет). Отпали и школы, в которых учителя требуют от родителей "активного участия в образовательном и воспитательном процессе". Были вычеркнуты и школы, в которых недостаточно внимания уделялось языкам и математике. В итоге я остановила свой выбор на трех школах - языковой, прогимназии и обычной общеобразовательной школе, но имеющей классы с разными уклонами: гимназический, математический, лингвистический. От спецшколы я отказалась из-за снобизма директора, которая, видимо, привыкла, что не родители выбирают школу, а она - родителей и детей. Прогимназия нам не подошла... Не могу объяснить, не понравилось мне там и все... Сейчас дочка учится в математическом классе общеобразовательной школы, дополнительно занимается на курсах английским языком, еще успевает ходить в музыкальную школу и на плавание. Поскольку она - явный технарь, то позже я планирую ее перевести в лицей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир Раздин, зам. руководителя департамента образования Москвы:
- В первый класс принимаются дети с 6,5 лет. Первоочередным правом пользуются те, чьи братья и сестры уже учатся в данном образовательном учреждении и дети из близлежащих домов. Для школ с углубленным изучением предметов и прогимназий действуют эти же правила. Детей из других микрорайонов берут только на вакантные места. Однако в медкарте всех поступающих должна стоять только первая группа здоровья - в таких школах увеличена нагрузка, и сетка часов больше, чем в общеобразовательных. Любые конкурсные вступительные экзамены строго запрещены. Тестирование или собеседование администрация школы может проводить только после зачисления в школу и только в присутствии родителей.
* Правильный ответ: петух кричит ку-ка-ре-ку (4 слога), осел - "и-а" (2 слога), кошка - "мя-у" (2 слога), собака - "гав" (1 слог).