Тема дискуссии только на первый взгляд могла показаться актуальной лишь для специалистов узкого профиля. Но когда участники встречи объявили, что оборот российского рынка спецодежды и средств защиты составляет около 1 млрд. долларов, актуальность проблемы стала очевидной. Тем более что потери от несчастных случаев на производстве только в 2004 году составили 31 млрд. рублей, то есть больше, чем зарабатывает вся охранная отрасль.
И это при том, что мировой рынок спецодежды и средств защиты стагнирует, тогда как в нашей стране он продолжает расти почти по 20 процентов ежегодно. Темпы могли быть еще более высокими, а люди труда более защищенными, если бы Минздравсоцразвития и законодатели, проявив к этому делу интерес, переписали бы наконец старые нормы в этой сфере. А пока работодатели вынуждены следовать старым правилам выдачи бесплатных одежды и средств защиты, затраты на которые можно списать на себестоимость продукции. Генеральный директор ЗАО "ТД ТРАКТ" Михаил Камардин отметил, что одеть-обуть и защитить работников современными и надежными средствами защиты по карману только крупным компаниям. Не случайно среди клиентов ТРАКТа - крупнейшего национального производителя (объем продаж 85 млн. долларов) законодателями моды на закупки современных спец-одежды и средств индивидуальной защиты являются такие компании, как ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, АЛРОСА, РЖД и другие, которые, как того требует налоговое законодательство, в состоянии списать приобретения на собственную прибыль. К сожалению, мелкие и средние фирмы такой возможности лишены, так как все расходы лягут тяжелым бременем на самого работника. Ведь в этом случае предприятие вынуждено будет помимо социального налога заплатить еще и налог на прибыль.
М. Камардин отметил, что проблема защиты здоровья трудящихся стоит гораздо шире банального приобретения устаревшей спецодежды. Речь идет о цивилизованной организации безопасного производства. Поэтому компания разработала свою "Систему обеспечения работников предприятия средствами индивидуальной защиты" (СОРПСИЗ). Руководитель программы Сергей Мазеин подчеркнул, что разработанная методика позволяет работодателям снизить затраты на 20 процентов.