Действительно, для любого государства, ведущего активную разведывательную деятельность, все это является тщательно охраняемыми секретами. И это понятно: ведь речь идет о живых людях, ежечасно рискующих жизнью. С другой стороны, нет для контрразведчика большей удачи, чем заполучить любые установочные данные на агентуру противостоящей стороны. Результат успешной работы одной из сторон здесь очевиден: кто-то получит орден и повышение по службе, а кто-то - тюремную решетку.
Самые изощренные технологии используются для охраны такой информации. Здесь и бункеры, спрятанные глубоко под землей, и сложнейшие электронные системы, способные зафиксировать писк комара, и уникальные датчики опознавания по радужной оболочке глаза, тембру голоса, даже весу человека. Однако дактилоскопические отпечатки по-прежнему остаются самым универсальным средством опознания живых и мертвых.
Развал СССР не привел, к счастью, к развалу российских спецслужб. Но среди тех разведчиков, кто оказался на Западе (можно не сомневаться, что не с пустыми руками), такая серьезная фигура, как генерал СВР Олег Калугин. Был вывезен за границу и оказался в руках западных разведок так называемый "Архив Митрохина". Одной из самых драматичных историй стало разоблачение Олдриджа Эймса, внедренного в святая святых ЦРУ и поспособствовавшего разгрому американской шпионской сети в СССР и России.
В современной истории разведки Эймс останется, несомненно, одним из выдающихся достижений нашей разведки. О существовании этого человека знало всего несколько высших офицеров, ради него разрабатывались сложнейшие операции прикрытия, за работу ему были заплачены многомиллионные гонорары, вероятно, самые большие в истории нашей разведки. А вот как Эймс был разоблачен, раскрыт, существуют самые разные версии, часто противоречащие друг другу. Но ясно одно: провал Эймса не является результатом успешной работы американской контрразведки. Скорее всего, его сдали те люди в Москве, кто знал о его истинной роли. Страшно представить, что в руках этих людей может оказаться дискета размером со спичечный коробок с отпечатками пальцев сотрудников СВР, ГРУ, их агентов - да всех, кто имеет отношение к этой деликатной сфере.
Разведчик, сдавший агентуру, практически в любой стране подлежит самому суровому наказанию. Израильский шпион Поллард, служивший в армии США, отбывает пожизненное заключение уже 10 лет. И происходит это, несмотря на почти братские отношения спецслужб США и Израиля. Даже президент Буш, который предпринял попытки по просьбе Ариэля Шарона уменьшить срок наказания шпиону, не добился успеха. Тот же Эймс за свою работу получил несколько пожизненных сроков и, скорее всего, умрет в тюрьме. Что же касается СССР, то судьба разоблаченных здесь "чужих среди своих" была достаточно однообразна. После закрытого судебного процесса военного трибунала шпиона ожидал один путь - в расстрельный каземат. И все же там, где существуют тайны, секреты, всегда находится желающий их купить и продать. Многочисленные судебные процессы последних лет, прокатившиеся по стране, это показали. Как и то, что спецслужбам необходимо тщательно охранять свои тайны.
Однако недавно появилась информация, что в Комитете по безопасности Госдумы РФ вновь вернулись к рассмотрению поправок в Федеральный закон "О внешней разведке", которые, в частности, предусматривают обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию сотрудников СВР России (впервые эти поправки предлагались три года назад).К сожалению, зам. председателя комитета Михаил Гришанков - один из соавторов этой законодательной инициативы, от любых комментариев пока воздерживается. Как объяснил его помощник, над документом идет напряженная работа и когда он будет принят - неизвестно. Зато мнение на этот счет по просьбе "Труда" высказал руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки РФ Борис Лабусов:
- Все это делается для того, чтобы привести деятельность спецслужб в соответствие с положениями закона"О воинской обязанности и военной службе".Поскольку сотрудники СВР являются людьми служивыми, то и для них обязательной становится закрепленная там дактилоскопическая регистрация. Ничего страшного в этом нет. Главное - где и как будут храниться эти данные, чтобы исключить возможность утечки информации. Нас, в общем-то, больше волнуют другие моменты. Скажем, на контрактную службу в Вооруженные силы ныне разрешается брать граждан иностранных государств. Для нас это неприемлемо. Поэтому мы добиваемся, чтобы в наш закон было внесено положение о том, что во внешней разведке могут служить лишь граждане России...
В правоохранительных органах страны еще несколько лет назад создали картотеку отпечатков пальцев всех кадровых сотрудников. Будучи офицером налоговой полиции, один из авторов этих строк в свое время прошел через процедуру дактилоскопии. Как сообщил нам начальник Центра общественных связей самой молодой правоохранительной структуры - наркоконтроля, Николай Карташов, каждый борец с наркомафией тоже "откатал пальчики". Все это, утверждают специалисты, необходимо как для оперативно-следственной работы, так и для борьбы с так называемыми "оборотнями в погонах", которых, увы, еще достаточно среди силовиков.
В перспективе планируется дактилоскопировать всех граждан России - от мала до велика. Это поможет в поиске пропавших, раскрытии преступлений. Но, как известно, нет правила без исключения. Возможно, его следует сделать как раз для самой закрытой спецслужбы страны - СВР. Вряд ли легендарному Штирлицу удалось бы вывернуться из цепких лап Мюллера, если бы у группенфюрера оказался диск с полной картотекой отпечатков пальцев советских разведчиков, купленный на толкучке.
Нельзя забывать, что с такого рода данными, как отпечатки пальцев, необходимо работать. Кто-то должен их снимать, оприходовать, закладывать в компьютерную базу данных, обновлять. Значит, лазейки для утечки информации найдутся.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Валерий ГЕОРГИЕВ, полковник СВР в отставке:
- Я категорически против всякой дактилоскопии. Исхожу из простой аналогии. Несмотря на многочисленные заверения и твердые обещания, сведения об уважаемых и не очень уважаемых людях, которые собирают налоговая инспекция или ГИБДД, тут же становятся всеобщим достоянием. Они за сравнительно небольшие суммы продаются через Интернет любому желающему. Заплатите несколько тысяч - и вы становитесь владельцем уникальной информации. А где гарантия, что не пропадет каким-то непонятным образом и база данных на сотрудников СВР? Пусть пальцы разведчиков останутся чистыми, а господа депутаты поберегут ценные для страны кадры.