Эту инициативу приписывают питерскому губернатору Валентине Матвиенко, которую уже горячо поддержали депутаты местного Законодательного собрания. Но с чего вдруг один из важнейших судебных органов страны перебирается за 800 км от столицы? Кто будет оплачивать многочисленные расходы по переезду самих судей, их семей, сотрудников аппарата и обслуживающего персонала (ни много ни мало 300 с лишним человек)? Где будут жить новоявленные петербуржцы? Вопросы далеко не праздные...
В фойе Конституционного суда длинная очередь: здесь во время обеденного перерыва сотрудники активно раскупают семена для приближающегося дачного сезона. Редис, лук-порей, помидоры, всевозможные цветы и прочая растительность идут нарасхват. Рекомендуют и нам: мол, торгующая фирма - давний поставщик, продукция надежная, почти стопроцентная гарантия урожая, даже виноград адаптирован к сложному подмосковному климату. "Но под Питером-то климат еще сложнее, может, там и не прорастут эти семечки?" - с ходу пытаемся перевести разговор на интересующую нас тему.
В ответ - бурная реакция всей очереди.
- Мы от своих огородов никуда не поедем, - запальчиво заявляет дама, на вид опытная чиновница аппарата, с пакетиками "камелий" в руках. - Здесь наши корни!
- Может, передумают еще, не станут дрова ломать? Ведь столько квалифицированных специалистов суд потеряет одним разом, - с надеждой вздыхает другая.
- Во всяком случае, на переезд реально года два уйдет, не меньше. А там, глядишь, в президенты не питерского изберут, - совсем уже ударяется в фантазии третья.
Говорят, что переезда Конституционного суда из Москвы в Питер не допустит московский мэр Лужков, потому что это попахивает "разбазариванием" столицы, что Владимира Путина кто-то умышленно ввел в заблуждение, рассказав ему о "плачевном состоянии" здания на Ильинке, 21. После чего президент заявил: "Конституционный суд России сейчас находится не в лучших бытовых условиях".
Сейчас в городе на Неве уже вовсю идет реконструкция и реставрация исторического здания Сената и Синода, на фронтоне которого есть табличка "Правосудие и благочестие", а из окон открывается вид на Петропавловскую крепость...
На фронтоне московского здания КС тоже есть табличка: "Памятник истории и культуры". В отличие от Сената и Синода, постройки еще времен Петра I, здание на Ильинке было сооружено в 1909 - 1911 годах. Мы обошли все шесть этажей, побывали на техническом этаже, заглянули в подвал. Вроде все везде работает. Отделка кабинетов выполнена явно в соответствии с "табелью о рангах". Что, впрочем, вполне естественно. Кроме двух буфетов, здесь есть вполне приличная столовая, которая вполне может претендовать на ресторанный уровень. И по качеству блюд, поставляемых подведомственным комбинатом, и по качеству обслуживания: скромный обед с рыбкой и овощным рагу обойдется в 100 рублей. Кстати, когда мы подсели было за столик к одному из ответственных сотрудников суда, тот быстро распознал в нас журналистов и строго предупредил, что ссылаться на его мнение нельзя: "Не хочется добавлять сомнений в и без того сложную проблему. Тема переезда в Санкт-Петербург, знаете, скользкая. Ведь кто-то все-таки поедет, чтобы сохранить работу. Надо проявлять лояльность..."
Кому же достанется нынешнее здание на Ильинке, 21? По нашей информации, этот вопрос будут решать "соседи": так здесь называют аппарат администрации президента РФ. Двери приемной этой могущественной структуры смотрят прямо на парадный вход в КС. "Сами займут под собственное расширение или кому-то из "своих" предоставят - не важно, - считает наш собеседник. - Но выживут нас они отсюда с удовольствием. Так что получается двойное давление - из Питера и из Москвы".
Примерно такого же мнения придерживается хозяин кабинета, в котором нам не надо было маскироваться под обычных посетителей - нас здесь ожидали. И еще раз предупредили: никаких ссылок, неприятности не нужны. Хозяин этого кабинета - судья Конституционного суда. По закону он не имеет права публично высказываться по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в КС. "Есть очевидные негативные факторы, которые повлияют на работу конституционных судей в связи с переездом в Санкт-Петербург, - произнес он, убедившись, что мы честно выключили диктофоны. - Об этом мы пытались предупредить депутатов Госдумы. Эффективность и уровень судебно-правовой защиты граждан будут снижены на длительный период. КС будет испытывать затруднения в осуществлении профессиональных связей с другими звеньями судебной системы. Будут затруднены доступ сторон к конституционному производству, представительство и участие должностных лиц, обычных граждан. О затратах, на мой взгляд, не стоит говорить: они будут огромными - никакие точные цифры сейчас назвать невозможно. Что же касается формулировки "переезд повысит независимость КС", то это просто лукавство. Здесь мэр Москвы Лужков на нас никак повлиять не в силах. Зато после переезда мы, похоже, окажемся "в полном распоряжении" губернатора Матвиенко.
Справедливости ради скажем: не все 19 судей КС придерживаются столь категоричного мнения. Трое из них явно не против вернуться на берега Невы. Двое из этой тройки не только окончили самый "знаковый" юридический факультет Ленинградского госуниверситета, но и учились там почти одновременно с нынешним президентом Владимиром Путиным. И у них есть все шансы вернуться на родину: вчера их земляк - спикер Госдумы Борис Грызлов - уже публично пообещал, что депутаты непременно проголосуют за переезд.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
В середине девяностых вся политтусовка обсуждала проект переезда под одну крышу обеих палат российского парламента. Авторство этой идеи приписывали тогдашнему управделами Кремля Павлу Бородину. Предлагалось на Поклонной горе возвести грандиозный парламентский комплекс, в котором должны были разместиться Государственная Дума (450 депутатов, тысячи их помощников и полуторатысячный аппарат Госдумы), Совет Федерации (вместе с сенаторами порядка тысячи человек), парламентская библиотека. Там же предполагалось воздвигнуть несколько отдельных жилых корпусов, чтобы одним махом решить болезненную для наших иногородних парламентариев квартирную проблему. Была даже подсчитана стоимость этого комплекса - 500 млн долларов. Не сложилось...
Три года назад - весной 2003 года - в правительстве России на полном серьезе обсуждали другой грандиозный проект - создание "правительственной деревни" (одним из авторов называли премьера Михаила Касьянова). Предлагалось в течение двух лет выселить чиновников министерств и ведомств федерального значения из особняков в центре Москвы на Кутузовский проспект. Здесь на месте одного из московских НИИ планировалось возвести суперсовременный правительственный комплекс общей площадью 300 тысяч квадратных метров. В нем на разных этажах должны были функционировать 35 министерств и ведомств - от Минкульта до Госкомрыболовства. Называлась даже ориентировочная стоимость строительства с учетом отделки помещений - 700 млн. долларов. Не успели...