ЗАЛЕЖАЛЫЙ РЕЦЕПТ

Недавно пресс-служба курского губернатора распространила информацию о том, как в области исполняется закон N 122.

В тексте утверждается, что с обеспечением льготников лекарствами в области все благополучно. Правда, в январе свыше 10 процентов рецептов оказались "на отложенном обслуживании, но при этом оперативно оформлялись заявки на подвоз нужных льготникам лекарств". А в феврале, говорится далее, аптеки области не обслужили только 5 процентов рецептов.
В эти дни в курский корпункт "Труда" приходит много жалоб, особенно из сельских районов. По одному такому письму я отправился в городок Фатеж. Уже у крыльца районной поликлиники слышу громкие проклятия. Это негодует 71-летний инвалид второй группы Георгий Афанасьевич Жиров:
- Март на дворе, а я еще по январскому рецепту трентал не получил. Сегодня пошел к глазнику, он выписал лекарство - в аптеке опять сказали: нет.
В поликлинике - очереди возле каждого кабинета. Некоторые старики стоят, опираясь на палочки. Петр Александрович Гуров, инвалид второй группы, житель деревни Доброхотово, вынув из кармана три льготных рецепта, потряс ими в воздухе:
- Еще ни по одному не получил лекарство, хотя езжу сюда с января, сегодня - пятый раз. Прошу: поставьте на очередь. Нет, говорят, не можем - мы не знаем, что нам привезут из Курска. Поинтересуйтесь через несколько дней. Им легко говорить! А я из деревни добираюсь 15 километров, автобусы не ходят, дороги замело, а скоро весенняя распутица...
Побывав в двух фатежских аптеках, получивших право отпускать препараты льготникам, я убедился в правоте ветеранов. При мне несколько посетителей, подававшие в окошко рецепты, ушли ни с чем. Причем провизоры отвечали, что такого препарата у них нет, но рецепты у себя не оставляли и никаких записей не делали. Объяснили без тени смущения: мол, первое время составляли списки нужных лекарств и отправляли в Курск, но заявки не удовлетворялись, поэтому они перестали "заниматься пустопорожним делом".
Как известно, в январе Минздравсоцразвития издало распоряжение, которое разрешает аптекам отпускать из собственного товарного запаса льготникам отсутствующий в федеральном перечне препарат, а также заменять его аналогами. Но в Фатеже утверждают, что такого права у них нет. Хотя райцентр - далеко не глубинка, чтобы сюда за два месяца не дошло министерское распоряжение, продублированное областными медицинскими ведомствами... А вот обещанный поликлинике фирмой "Протек" компьютер точно не дошел.
В деревушке Косилово я встретился с супругами Николаем Даниловичем и Тамарой Александровной Евдокимовыми - авторами письма в "Труд". Прежде они как жители зоны радиационного заражения от чернобыльской аварии дважды в месяц получали бесплатные лекарства и небольшую денежную помощь. Новый закон изменил этот порядок. Теперь жителям Чернобыльской зоны выдают по 200 рублей компенсации, а Николай Данилович как региональный льготник получает еще 200 рублей.
- Болеть мы не перестали, - рассказывает он, - а на лекарства этих денег не хватает. К тому же попасть на прием к врачу стало намного труднее. Однажды в семь утра ушли из дому и только в семь вечера вернулись. Автобусы ходят редко, бесплатные рейсы для пенсионеров отменили, в поликлинике - очереди.
Во время поездки в Фатежский район мне только раз встретился льготник, который не жаловался на новый порядок лекарственного обеспечения. Это была пожилая женщина, откровенно рассказавшая, что перед каждой поездкой в район режет курицу, готовит сметану, творог. "Нам, крестьянам, в больницу или аптеку с пустыми руками лучше не ездить", - вздохнула она.