ЖАЖДА НАД РУЧЬЕМ

Мамоновка, что на окраине Брянска, испокон веков пьет из колодцев воду странно-желтого цвета.

Местная жительница Мария Никишина рассказывает, что от этой жидкости половина соседей уже погубила свои почки, некоторых сразили неизлечимые болезни. Больше всего страдают дети. На просьбу провести водопровод городские власти всегда разводили руками: дорого. Несколько лет назад, рассказывает председатель экологического комитета областной Думы Людмила Комогорцева, Бордовичский водозабор, из которого пьет воду весь Брянск, проверили финские специалисты. Качество жидкости из сооружения, построенного в 1968 году, их потрясло: "Такую воду рискуют пить только еще во Вьетнаме..."
Правительство России в 1998 году утвердило новые гигиенические требования к качеству питья и велело разработать областным вельможам программы снабжения населения чистой питьевой водой. Что изменилось с той поры? В Брянской области, по сути, ничего. Очень неспешно обладминистрация внесла соответствующую программу на утверждение в областную Думу. Утвердили, но все так же течет из труб ржавая жидкость, все так же опасно купаться в Десне. Отчеты санитарных служб полны недоумения: неужели за многие годы не было возможности оградить людей от опасности? В программе не без пафоса написано: "Обеспечение населения Брянской области доброкачественной питьевой водой является одной из важных социально значимых задач. Численность населения имеет тенденцию к сокращению. Это зависит от многих причин, в том числе и от употребления недоброкачественной воды". Но диагноз поставили - и отвернулись от "больного".
Сейчас около четверти сельских жителей и примерно 15 проц. городского населения пользуются колодцами. Как свидетельствуют санитарные службы, в половине из них вода загрязнена химикалиями либо не годится по бактериальным показателям. Обычно в ней выявляются кишечные палочки.
Брянску в основном предлагают воду, которую Бордовичский водозабор закачивает из Десны. Поскольку стоки предприятий практически не очищаются, то органических веществ и солей меди они содержат в 9 раз больше нормы, железа - в 5, азота - в 15, фосфатов - и вовсе в 35 раз. Эта сдобренная хлоркой муть прямиком течет в квартиры. Кроме того, в воде периодически появляются токсические элементы, в основном кадмий. Иногда она пахнет бензином: в Фокинском районе города обнаружили подземное озеро нефтепродуктов, под поселком Сеща - 8 тыс. тонн авиационного керосина. Большинство автозаправок в Брянске можно закрыть по решению судов, так как они построены без соблюдения экологических норм. До сих пор в городе не утверждена санитарная зона водоемов.
Хозяйки поневоле превращаются в отравителей своих семей. Микробное загрязнение воды в Гордеевском, Мглинском, Злынковском, Суражском и Севском районах было таково, что норме не отвечала половина проб. В 1999 году вирусным гепатитом-А заболели 392 человека, а через год - 1466! Основная причина заболевания - некачественная вода. По данным эпидемиологов, ежегодно в Брянской области около четырех тысяч человек становятся жертвами ротавирусов, которые передаются тоже с водой. В Карачевском и Рогнединском районах вода непомерно обогащена бором, в Дятькове - стронцием, из-за чего кости у стариков и детей ломаются как спички. Только через двенадцать лет после Чернобыля начато измерение суммарной альфа- и бета-активности воды с использованием радиометров.
Ученые утверждают, что уровень заболеваемости людей на 50 - 80 процентов определяется состоянием окружающей среды. Сейчас почти треть жителей России потребляет воду "с повышенной минерализацией", а это отзывается ростом сердечно-сосудистых заболеваний. Около 50 миллионов человек пьют воду с повышенным содержанием железа.
Согласно российской Конституции вопросы защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Центра и субъектов Федерации, однако среди многочисленных отделов Брянской областной администрации вы не найдете того, который бы специально занимался этими вопросами. Согласно закону об охране окружающей среды власти регионов обязаны осуществлять государственный экологический контроль. Брянская администрация никакого существенного влияния на этом направлении не оказывает. Людей поят отравой, в то время как промышленные предприятия используют бесценную артезианскую воду для своих нужд. За год на деньги областного бюджета удается проложить с десяток километров новых водопроводов, хотя все признают, что эту цифру надо бы увеличить в сотню раз. По словам Людмилы Комогорцевой, программа обеспечения населения области питьевой водой сейчас "почти не финансируется":
- В России пора применять такие же системы очистки воды и трубопроводы, как в развитых странах, иначе последствия будут еще более тяжкие. А безотлагательно власти обязаны снабдить фильтрами хотя бы детские учреждения и школы. Иначе однажды, подобно герою баллады Франсуа Вийона, придется схватиться за голову: "От жажды умираю над ручьем..."
"За вывоз и заметание в реки пометов и сору учинено будет наказание высших персон - ссылкой на вечную каторжную работу, а низшие будут кнутом биты"...
ПЕТР ВЕЛИКИЙ.