Голодовка эта в постперестроечной России уникальна. Не шахтеры касками стучат, не ликвидаторы Чернобыля льгот требуют, не учителя, оставшись без зарплаты, "каникулы" объявляют. Экстремальную форму протеста избрали те, у кого есть все: репутация уважаемых людей, власть, деньги. Чего же им не хватает - еще денег и власти?
В воскресенье тут, как и везде в России, пройдут президентские выборы. А еще через неделю, 2 апреля, серпуховичи будут выбирать мэра города. Территориальная избирательная комиссия (по-местному - ТИК) зарегистрировала четверых кандидатов, среди них предпочтительные шансы у того, кто эту власть уже имеет, - у действующего мэра Николая Адушева.
А еще пяти претендентам, которые могли составить серьезную конкуренцию, ТИК отказал в регистрации, опираясь, естественно, на закон: "Мы вам отказываем, а вы судитесь". Отказники не без оснований увидели за этим грубое давление местной власти на избирком. Серпухов пошел новым курсом - курсом "спецдемократии": одна демократия для партии власти, а другая - для всех остальных.
Действительно, в подписных листах обнаружены ошибки и технические неточности (например, перепутана серия паспорта). У одного из претендентов 37 подписей из 1800 признаются недействительными, потому что не указан г.Серпухов, хотя нет сомнений в реальности подписей, людей и адресов... Таким или похожим образом ТИК в феврале отказал в регистрации начальнику налоговой полиции Мамонову, директору УЖКХ Шевченко, бизнесмену Щетко, управляющему трестом Шолохову. Руководитель местных коммунистов Волков прошел по подписным листам, но был снят с дистанции за неточность в восемь тысяч рублей при декларировании годового дохода (Григорий Явлинский, не указавший валютный гонорар за лекцию, никогда в жизни не прошел серпуховское чистилище).
Отказники убеждены, что это - блестящее ноу-хау грязных избирательных технологий: поражение реальных конкурентов еще при регистрации в кандидаты, путем любых придирок.
Естественно, все они немедленно обратились в Серпуховской городской суд и областную избирательную комиссию с ходатайством проверить законность действий ТИК. Учитывая, что регистрация кандидатов заканчивалась 26 февраля, уже не общественные объединения, а инициативные группы граждан (процесс судопроизводства достаточно долог) собрали подписи и повторно выдвинули Шолохова и Щетко. ТИК отказал и в повторной регистрации, облизбирком с этим не согласился, подтвердив право зарегистрироваться еще раз, заместитель прокурора области В.Лукин вынес протест на решение облизбиркома... Началась волокита, крючкотворство и состязание в трактовании закона по-серпуховски.
Управляющий государственным трестом газового хозяйства Серпуховского региона Владимир Алексеевич Шолохов, в подчинении которого находится 420 человек, взял отпуск и объявил голодовку. Семь раз Серпуховской городской суд рассматривал его дело, принимая решения чуть ли не по каждой подписи. Норма погрешности по закону - 45. Суд установил 47 не соответствующих порядку оформления подписей. "Даже для Чикатило хватило шести заседаний", - пытается шутить сотоварищ по воздержанию от приема пищи Сергей Владимирович Щетко.
"Мы не были одной командой. Не сговариваясь, двинулись на выборы в противовес нынешнему мэру, хотя каждому из нас есть чем заниматься. Городу нужны перемены, он задыхается от самоуправства. Каждый хозяйственник знает: если ты не стал своим для мэра, то здесь тебе не жить. Но нет ни одного крупного дела, которое бы мэрия успешно довела до конца" - таково солидарное мнение Мамонова, Шолохова, Щетко, которых мэр города на встречах с избирателями называет одним словом - "мафия".
А в это время 16 тысяч серпуховичей уже поставили свои подписи в поддержку участников голодовки.
Борьба вышла за пределы Серпухова. Борис Штоколов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Толкунова и многие другие известные деятели культуры, которые знают Щетко и Шолохова, обеспокоенные голодовкой с непредсказуемыми последствиями, обратились к губернатору Московской области Борису Громову с просьбой разобраться в ситуации.
"Адушев борется за то, чтобы сохранить власть и не сесть в тюрьму. За прошлый год возбуждено три дела о незаконном расходовании бюджетных средств. Мы боремся за то, чтобы в городе изменить ситуацию к лучшему", - говорит Юрий Мамонов, который был для мэра "неудобным" работником, поэтому с прошлой осени возглавляет уже не Серпуховскую, а Мытищинскую налоговую полицию.
"По запуганности город сегодня напоминает застойные времена, люди боятся иметь свое мнение. Директора заводов вынуждены публично поддерживать власть, так как промышленность находится в стагнации, а электричество и газ на предприятии можно отключить в любое время. Город заброшен, дороги разбиты, благоустройством никто не занимается" - так считает бизнесмен Сергей Щетко, несколько лет назад затеявший движение предпринимателей "За новый регион" и вынужденный теперь уйти в оппозицию к мэру.
"Власть в городе уже девять лет узурпирована одним человеком. Кому-то надо было начинать. Я чистый технарь, никогда не занимался политикой, а вот пришлось. Сначала в автобус, где мы голодаем, заходили только родственники. Теперь я увидел огромную поддержку серпуховичей. Дело в конце концов не в нас, избравших нестандартную форму протеста. Люди начинают понимать, что гражданские права автоматически не даются, их надо отстаивать всеми законными способами", - убежден Владимир Шолохов.
... В автобусе каждый день появляются медики, чтобы провести очередное обследование. Администрация города запретила им давать интервью о состоянии голодающих. Врач, которая в телекамеру сказала, что по состоянию здоровья необходима немедленная госпитализация Шолохова и Щетко, на планерке в больнице была встречена аплодисментами.
Подчиненные мэру городское радио и кабельное телевидение обличают отказников ("мафия"!) в пьянстве и поедании икры ложками: иначе они уже должны были бы умереть от голода. Елена Леонова, редактор самой популярной, независимой от мэра газеты ("МИГ" читает практически каждый четвертый избиратель), за поддержку отказников была отстранена на минувшей неделе от созданного ею "МИГа". Город забурлил желанием перемен.
Нынешний мэр предложил "Семь шагов к благополучию", первый из которых - "обеспечить политическую стабильность в городе, достигнуть общественного согласия". Еще одна очень важная цитата - из брошюры Н.Адушева "Ответы на вопросы серпуховичей", изданной на прошлой неделе: "Что вы скажете о списке "желающих сесть за руль"?
- Каждый имеет право выдвинуть свою кандидатуру. На то и законы местного самоуправления... Появился бы хороший соперник, серьезный партнер - почему бы с ним не побороться? Но когда претендент не имеет достаточных оснований для своих властных политических амбиций, он демонстрирует комплекс агрессии, дерзости".
Третью неделю перед входом в мэрию стоит неудобный, "абсурдный" автобус. Городская администрация упорно не замечает его. Умудренный опытом власти, мэр ("нет того лимона, из которого нельзя было бы сделать лимонад", как говорят в его команде) так и не снизошел до диалога. Наверное, кандидат в мэры, не терпящий сильных конкурентов, не позволяет Николаю Алексеевичу Адушеву это сделать. Более того, не дать на городском радио 30 минут для выступления уважаемым в городе людям может только очень слабая власть, которая лишь притворяется сильной...
Да, государство должно строиться на основе права. Что делать заложникам его несовершенства? Громко апеллировать и к суду, и к общественному мнению.
Сегодня, 22 марта, когда до выборов мэра остается всего 10 дней, Московский областной суд будет рассматривать дело Шолохова и Щетко, адвокаты которых считают, что у обоих есть полное право быть зарегистрированными в качестве кандидатов на выборы мэра.
Чем бы ни закончилась эта драматическая коллизия, очевидно несоответствие местных законодательных актов общероссийским. При проведении муниципальных выборов ТИК - высшая инстанция. Подчинение ее вышестоящим комиссиям законом не прописано. Вешняков может послать на места лишь привет с разъяснениями. Кому же по закону подчиняется территориальная избирательная комиссия?
Догадайтесь с трех раз. Правильно. Городскому совету депутатов. А кто его возглавляет? Тоже правильно - мэр. Хоть и, казалось бы, нелепо. По уставу города Серпухова возможно такое совмещение в одном лице - главы администрации и председателя местного представительного органа. Если Адушев комиссию назначает, селит ее в здание администрации, если случайно совпадает, что председателю ТИК есть возможность получить новую квартиру, то убедите народ, что кандидат в мэры, он же мэр, на равных основаниях принимает участие в избирательной кампании.
Администрация не покладая рук работает на выборы своего мэра (сборщиков подписей там тоже инструктировали, один из начальников жилищно-коммунальной службы по фамилии Козлов, который отказался от участия, был уволен на следующий день в связи с реорганизацией). При этом каждый считает своим долгом заявить вслух, что закон не нарушает и не занимается агитацией за своего непосредственного начальника.
Сильное впечатление произвел зам.главы Редькин Анатолий Иванович. На вопрос: "Какая сегодня предвыборная ситуация в городе?" - стал отвечать, лишь призвав в кабинет оператора с телекамерой ("чтобы судиться, если слова исказят"). Искажать в общем-то нечего. На следующий невинный вопрос, где находится избирательный штаб Адушева и кто его возглавляет, вначале звучал ответ: спросите в приемной мэра. Там посоветовали спросить у Редькина. Потом Редькин послал к мэру. Мэр оказался в отпуске, хотя и находился в своем кабинете. Все по закону.
...Сегодня пошел 19-й день голодовки на Советской площади. По закону у них есть такое протестное право.
Медики с тревогой оценивают ситуацию как опасную для жизни.