В Северной Осетии прогремел взрыв, и снова его жертвами стали дети. Как сообщает
Город Беслан печально знаменит террористическим актом, произошедшим 1 сентября 2004 года. Тогда террористы захватили в заложники детей в школе № 1. В течение трех дней злодеи удерживали 1128 человек, среди которых в большинстве были дети, пришедшие 1 сентября в школу. После трех дней ожидания, федеральные войска начали штурм захваченной школы. В результате теракта погибли 329 человек, в том числе 171 ребенок. Количество погибших является 1% жителей небольшого Беслана, происшедшее стало для жителей шоком. Чудовищное преступление публично взял на себя лидер боевиков Шамиль Басаев. В результате штурма погиб 31 террорист, один из захватчиков был взят живым, судим и позже заслуженно приговорен к пожизненному заключению.
Штурм школы до сих пор является предметом споров, так как, по мнению некоторых матерей бесланских детей, именно штурм вызвал столь большие жертвы среди детей. Вокруг организации «Голос Беслана», в которой состоят матери погибших и раненных в результате терактов детей, не утихают споры. По словам властей, штурм был необходимостью, и избежать его не удалось бы никак. Противники этой версии уточняют, что в мировой практике при захвате заложников, тем более если речь идет о детях, необходимо вести переговоры до последнего и даже идти на уступки террористам, в случае если остается хотя бы один шанс спасти заложников. Власти на уступки бандитам пойти не захотели. Тем не менее согласно результатам расследования происшедшего власти действовали исходя из ситуации, которая была для них более чем непростой.
В чем-то может быть и обосновано. Террористы, которые позиционируют себя как ревностных блюстителей ислама, умышленно делают теракты, направленные против детей. В феврале, в Ингушетии, рядом с детским садом, напротив которого располагается пограничная часть, был найден боевой гранатомет, который был готов произвести выстрел и направлен на здание пограничной службы. Если бы планы террористов удались, то, несомненно, пострадали бы не только пограничники, но и дети. При разминировании погиб один человек. Кроме того, были ранены 4 сотрудника ОМОНа, следователь и сапер.
В настоящее время следственным органам придется установить, было ли происшедшее в Беслане трагической случайностью или же это был очередной целенаправленный террористический акт, направленный против детей. В случае если вторая версия подтвердится, властям придется еще более ужесточить свою политику в этом и так неспокойном регионе.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Убийства милиционеров и представителей силовых структур уже не производят на людей впечатления, это стало привычным. Цель террористов — посеять ужас и панику среди населения, испугать людей. Лучше всего, как это ни прискорбно, для этой цели подходят дети. Люди, заказывающие и организовывающие террористические акты, это понимают, ведь главное в любой акции террора — устрашение. В данной ситуации власти должны и будут действовать решительно. Речь идет не только об усилении режима КТО на Северном Кавказе, хотя и это, очевидно, случится, но и о создании агентурной базы и усилении роли федералов. Кроме того, им, несомненно, придется объяснить людям, что происходит и как этого избежать.