Нелегкое послевоенное детство на Украине, служба воспитанником в духовом оркестре Прибалтийского военного округа, учеба в Рижском музыкальном училище, работа оператором на Рижской киностудии - вот этапы судьбы, предшествовавшие главному делу жизни Гнисюка. В 1967-м он выдержал фантастический конкурс на должность фотографа в самом главном глянцевом журнале той эпохи - "Советский экран", в котором проработал 25 лет, сняв только для его обложек более 400 портретов.
Героями мастера стали Жерар Депардье и Милош Форман, Фрэнсис Форд Коппола и Роберт де Ниро, Вим Вендерс и Софи Лорен, Джина Лоллобриджида и Жан Поль Бельмондо... Ну а из звезд отечественного экрана проще назвать тех немногих, кого он не снимал. Неслучайно кинорежиссер Элем Климов подметил: "Если бы нашлась стена такого размера, на которой можно было бы разместить все, что снял за свою жизнь в кино Микола Гнисюк, получилась бы гигантская фотофреска, повествующая о жизни, героях и страстях кинематографа". Сам фотограф был уверен, что "снимать нужно так, чтобы с тобой потом здоровались".
- Я иду от доброго посыла, а не от злого или ехидного, - признавался как-то Гнисюк. - Терпеть не могу, когда актеры на снимках ковыряются в носу или ловят галок. Никогда не увлекался подглядыванием, и люди на моих фотографиях чаще всего смотрят прямо в объектив. Спасибо им за доверие. Дорожу одним снимком Марчелло Мастрояни, который он подписал мне: "Самому интеллигентному из всех фотографов. Браво!" Фаину Раневскую снимал у нее дома в коридоре, где висели махровые трусы. Она сказала мне: "Молодой человек, не обращайте внимания, это наш маленький итальянский дворик". Я благодарен профессии, дарящей общение с потрясающими людьми. И еще: в последние годы искусству фотографии много вреда нанес бум мыльниц. Это наглядно видно по качеству снимков в глянцевых журналах. Нет индивидуальности, точности, света. Я сам никогда не снимаю со вспышкой, мы с моим персонажем освещены только одним "прибором" - солнцем.
Гнисюк был первым советским фотографом, кого пригласила Американская киноакадемия на церемонию вручения "Оскара". Его имя вошло в две мировые энциклопедии: британскую - "Современный фотограф" - и швейцарскую - "Камера обскура", где собраны сведения о самых великих деятелях фотоискусства начиная с 1839 года.