МЕЧТА НА 100 МИЛЛИОНОВ

Череда семейных несчастий привела к тому, что в конце концов операционная санитарка в подпольном госпитале времен Великой Отечественной, о которой писали книги, оказалась без крыши над головой. Отправилась к губернатору Егору Строеву. Он удивился, увидев заслуженного человека в бедственном положении. Предложил: "Евдокия Ивановна, мы выстроили Дом ветерана в поселке Добром, поезжайте, посмотрите. Если понравится, переходите туда".

ЕСЛИ ПОНРАВИТСЯ - ПРИХОДИТЕ
Евдокия Ивановна Фокина - единственная здравствующая орловская подпольщица. Скоро ей будет 90 лет. В 1941 году, когда фашисты оккупировали Орел, она еще носила девичью фамилию - Симонова:
- Я была операционной санитаркой в подпольном госпитале. Сейчас трудно представить, что мы могли лечить наших солдат под носом у немцев, но это было так. К нам поступали и с передовой, и партизаны. Григорий Чмыхов служил в немецкой тюрьме фельдшером, но на самом деле подпольно работал на нас. Наших раненых удавалось вывозить из тюрьмы под видом умерших, Чмыхов по-немецки хорошо разговаривал, ему доверяли. Махнут рукой: "Проезжай" - и красноармейцев переправляли в наш госпиталь. А в августе городская управа немцев открыла русскую больницу напротив часового завода. Второй этаж немцы занимали, а на первом разместили больницу. Благодаря врачу Протопопову мы переносили раненых ночью. Переписывали их фамилии, будто это простые жители Орла, а не летчики или танкисты.
И предположить не могла Евдокия Ивановна, что лихолетье когда-нибудь повторится для нее. Но череда семейных несчастий привела к тому, что в конце концов подпольщица, о которой писали книги, оказалась без крыши над головой. Отправилась к губернатору Егору Строеву. Он удивился, увидев заслуженного человека в бедственном положении. Предложил: "Евдокия Ивановна, мы выстроили Дом ветерана в поселке Добром, поезжайте, посмотрите. Если понравится, переходите туда". Сейчас подпольщица весело вспоминает комичные обстоятельства своей первой ночевки на новом месте:
- Осталась я на ночь, поселили нас с одной бабушкой, а она, бедная, после скитаний наелась тут вдоволь и так расслабилась, что прохрапела всю ночь. Я ни на минуту глаз не сомкнула и решила утром сбежать отсюда. А заместитель директора потом все-таки привез обратно. Поселили меня в отдельной комнате, теперь горя не знаю.
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
Добринский дом ветеранов, или, как его официально именуют геронтологический центр, и впрямь будто пригородный санаторий. Его начали строить в советские времена, но еще семь лет назад здесь можно было увидеть только полуразрушенные бетонные конструкции. Лишь живописная округа радовала глаз. Губернатор решил превратить поселок Добрый в такой уголок, куда мечтали бы попасть одинокие ветераны. Мечта потянула почти на 100 миллионов рублей. Даже для областного бюджета эти затраты были непосильными. Егор Строев обратился к руководству Пенсионного фонда России, и уже скоро в поселке Добром закипела работа. Заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда по Орловской области Наталья Губина показывает одну из комнат Дома ветеранов, которую в пору освоения денежных средств ПФР превратили в прорабскую:
- Да, здесь и приходилось решать все вопросы, связанные со строительством. Главная наша задача - средства, которые выделяет Пенсионный фонд, не распылять, а направлять на конкретные цели, Строительство геронтологического центра было одной из них. Все это и дало возможность сделать что-то весомое для ветеранов войны и труда. У нас в области 261 тысяча пенсионеров, и у многих пенсии недостаточные. Кому-то стараемся помочь деньгами, кому-то уголь подвезем. Но основные деньги сосредоточили на строительстве Дома ветеранов, где можно было бы расселить обездоленных людей. Добринский центр рассчитан на 200 мест.
ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАТЬ ДОЛГИ
Экскурсия, которую проводит заместитель директора Геронтологического центра Вячеслав Плахов, впечатляет любого гостя. Многочисленные медицинские кабинеты, уставленная инструментами музыкальная гостиная, комната релаксации, большая, уютная столовая внизу и буфеты на верхних этажах для тех, кому трудно передвигаться. Есть даже спортивный зал с тренажерами.
- Более того, - улыбается Плахов, - мы уже несколько свадеб сыграли, а скоро супругами станут еще шесть пар. Нет, наши старички не сдаются.
Восьмидесятилетний фронтовик Александр Семенович Изотов о женитьбе пока не думает, но и без того очарован - медицинским обслуживанием и опекой добрых людей. Бывший минер любит погулять по окрестностям, встречает, как в юности, рассветы:
- Тогда и аппетит отменный, а кормят тут хорошо. Некоторые привередливые ковыряются, а я голод перенес в тридцатые годы... Тогда мы детьми колосики собирали. Я и сейчас каждую крошку съедаю или прошу забрать. Так что живу. Спасибо всем, кто меня сюда определил.
Но и другие орловские старики не брошены. В течение последних семи лет Пенсионный фонд Российской Федерации ежегодно выделяет Орловской области на улучшение условий проживания пожилых людей и на адресную социальную помощь более 50 миллионов рублей. Сейчас в области 50 стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения. В 14 из них за счет Пенсионного фонда провели капитальный ремонт водопроводов, канализации, отопительных сетей, приведены в порядок подъездные дороги, обновлена мебель, закуплена бытовая техника.
За последние семь лет на оказание адресной социальной помощи неработающим малоимущим пенсионерам Орловской области Пенсионный фонд выделил более 28 миллионов рублей.
- Отделение накопило опыт взаимодействия и сотрудничества с ветеранскими общественными организациями. Совместно с ними формируем списки получателей адресной социальной помощи, организуем празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне, Дня пожилого человека, Дня инвалида, - говорит Наталья Петровна Губина. - Из Пенсионного фонда в Орловскую область поступило более 134 миллионов рублей, которые были направлены в лечебные учреждения на оплату медицинских услуг, на лекарства, питание больных и приобретение инвентаря.
Финансирование социальных программ из бюджета Пенсионного фонда России стало хорошей традицией. Повышение качества жизни старшего поколения и инвалидов, усиление государственной поддержки фронтовиков - долг всего общества. Орловским ветеранам этот долг уже возвращается.