"И НИКАКОГО СТРИПТИЗА!"

Историческая встреча Рузвельта, Черчилля и Сталина состоялась 62 года назад, в феврале 45-го в недавно освобожденной от войск Гитлера Ялте. Рузвельту отвели Ливадийский дворец. Черчиллю предоставили Воронцовский. Всю обслугу придирчиво отбирал генерал-лейтенант Василий Васильевич Ермаченков, отвечавший за безопасность и проживание гостей.

- Едете обкатывать программу?
- Не просто обкатывать, это очень ответственный благотворительный концерт для детей Кабардино-Балкарии.
- Настя, я видел и другие ваши программы - скажем, "Лестницу в небо" в Кремле года три назад. По сравнению с ними, нынешний ваш спектакль оформлен, не хочу сказать - беднее, но гораздо скромнее.
- Время, когда мы с хореографом Эдвальдом Смирновым делали "Лестницу в небо", - наверное, самое тяжелое для меня. Тогда меня уволили из Большого театра, и мне важно было творчеством ответить на все обвинения, выдвигаемые в мой адрес. Директор Большого утверждает, что я слишком высокая и толстая, что у меня нет из-за этого партнеров? Пожалуйста, вот вам сразу пять танцовщиков из лучших театров страны. У меня скверный характер, никто не желает иметь со мной дело? Смотрите, на сцене - 100 человек из Кремлевского балета и других серьезных трупп. Я не умею танцевать классику? Вот целый акт из "Лебединого озера" и еще десять композиций, специально сочиненных для меня - "Золотая клетка", "Гибель богов"... Конечно, такую программу надо было делать с размахом. Нынешний спектакль в какой-то мере перекликается с "Лестницей...", но и резко отличается от нее. Мне уже никому ничего не надо доказывать. И подумалось: чем меньше будет внешних эффектов, тем ярче предстану я сама.
- Вас часто сравнивают с Николаем Басковым, который тоже работает на стыке классики и популярного искусства. Однако Николай куда больше, чем вы, напирает именно на роскошь постановок, подчас, на мой взгляд, скатываясь в мещанский вкус...
- Я не скрываю, что не располагаю такими средствами, как Коля. Но никакой зависти не испытываю. Во-первых, мы давние друзья, часто вместе выходим на сцену. Во-вторых, я делаю больший акцент именно на классическом искусстве. Хотя случалось, что совершала, как говорится, шаг в сторону. Например, устроила в зале "Россия" вечер совместно с эстрадным балетом "Тодес". И очень пожалела, потому что программа превратилась именно в то, о чем вы сказали, - мещански пышное зрелище.
- Несколько лет назад, в юбилей композитора Родиона Щедрина, вы, еще совсем молодая солистка Большого, неожиданно для многих станцевали коронную партию его великой супруги Майи Плисецкой - Кармен. Поползли слухи, будто вы "купили" Майю Михайловну крупной суммой...
- Какая чушь! По-моему, любому здравомыслящему человеку понятно, что таких людей, как Плисецкая, или Григорович, или, допустим, Эйфман, вряд ли, как вы выразились, "купишь" - у них есть и свое достоинство, и мнение, и огромный авторитет. Не я просила того же Бориса Яковлевича Эйфмана о роли в спектакле его труппы "Русский Гамлет" - наоборот, это он предложил мне станцевать главную партию императрицы Екатерины Великой. Чем, по сути, удержал от эмиграции из России, когда все было против меня. Когда экс-министр культуры Михаил Швыдкой публично заявлял, что мое место в 4-м ряду лебедей в кордебалете (хотя за полгода до этого он же объявил о присвоении мне звания заслуженной артистки России, а Ю. Н. Григорович вручил мне международный балетный приз Benois de la dance), когда меня открытым текстом просили уехать в Лондон, потому что я-де мешаю спокойно дотанцевать одной "возрастной" балерине Большого... А в случае с Плисецкой даже не я, а моя мама обратилась к ней с просьбой - разрешить мне танцевать Кармен. И Майя Михайловна сразу согласилась. Порядок движений мне показывал Гедиминас Таранда, когда-то танцевавший с ней "Кармен-сюиту", а потом и она сама.
- А вот на недавнем 80-летнем юбилее Плисецкой партию Кармен танцевала нынешняя прима Большого Светлана Захарова...
- Не смею комментировать - Света моя коллега, дай Бог ей удачи. Конечно, мне очень хотелось снова станцевать перед Майей Михайловной, но я прекрасно понимаю, что не она на сей раз решала, кого звать на сцену Большого театра. Да что говорить, если люди, повязанные с дирекцией Большого, даже Григоровичу выкрутили руки и помешали взять меня на гастроли с его Краснодарским балетом в Лондон. Просто сказали, что не отпустят приглашенных им солистов ГАБТа, если на сцене будет Волочкова.
- Надеюсь, вы не поругались после этого с Юрием Николаевичем?
- Что вы, я все поняла. Юрий Николаевич - мой самый верный защитник. С ним, с его Краснодарским театром балета связано столько радостных моментов! Исполнилось ли 10 лет моей творческой деятельности, справила ли я свое 30-летие - каждый раз проходили мои сольные вечера. А когда родилась дочка, он был первым, кто позвонил в палату поздравить, Арише еще часу не исполнилось. И тут же спросил, смогу ли через полтора месяца станцевать "Баядерку"... Теперь с нетерпением жду наших гастролей на сцене моего родного Мариинского театра.
- Но лично для меня начало вашего сотрудничества с Григоровичем в Большом театре окрашено не в самые приятные тона. Помню людей, которые тогда, в 2001 году, перед премьерой "Лебединого озера" занимались вашим пиаром. И позвольте дать вам совет: будьте зорче. Потому что подобные проходимцы, орудующие за вашей спиной, и создавали вам скандальную "славу" балерины-рейдера, это из-за них против вас так ополчился балетный мир, в том числе критика... А чего стоит ваш странный шаг с приглашением на пресс-конференцию дамы из аппарата партии "Единая Россия"!
- Никого из "Единой России" я на свою пресс-конференцию не звала. Но мне тогда, осенью 2003 года, было так плохо... Меня довели до того, что я опасалась за жизнь, вскакивала ночью в холодном поту, когда из крана капала вода - думала, что это убийцы идут. Вы не поверите, но даже будущего мужа Игоря я сперва приняла в штыки, решив, что он - подосланный ко мне недругами "казачок"... А женщина, о которой вы говорите, проявила сочувствие к моим трудностям, предложила помощь. Ну не говорить же ей, чтобы она встала и покинула зал пресс-конференции. Что же до членства в "Единой России", то мне действительно выписали партийный билет. О чем я тоже не просила и билет этот забирать не стала. По-моему, звучное артистическое имя сильнее всякого партбилета. Например, я создала движение "Анастасия Волочкова - детям России", езжу с благотворительными концертами. Вот и сейчас нахожусь в самолете... Мне бы только выдержать полет, потому что сидеть неудобно, а нога болит ужасно - я в Дубаи немного отдохнула, сбросила нагрузку, но после возвращения сразу пришлось начать интенсивные репетиции, ведь 5 концертов впереди, да еще спектакли "Жизель", "Лебединое", "Дон Кихот", "Кармен-сюита"... Вот связку и потянула.
- Будете уколы делать?
- Ни в коем случае, я очень боюсь докторов. Мои методы - всякие китайские примочки, мази, аппаратик, который инфракрасные лучи дает...
- Вам нужен спорт для поддержания физической формы?
- Нет, достаточно балета - в среднем я репетирую по 4 часа в день, а если идет подготовка новых номеров, то и по 5 - 6 часов. Придерживаюсь диеты, которую сама выработала: любимое блюдо - ассорти из салатных листьев всевозможных сортов, шпинат на пару, посыпанный тертым пармезаном... Мяса не ем с 8 лет, а из белковой пищи предпочитаю, как я их называю, морских чудиков - устрицы, креветки, кальмары, крабы... И конечно, не мыслю своей жизни без русской бани, которую стараюсь посещать не реже трех раз в неделю. Правда, настоящую, профессионально сделанную парилку на дровах да с ледяной купелью дома оборудовать практически невозможно. Поэтому мы с мужем сейчас собираемся построить баню за городом, при конном клубе. Для себя и для публичного посещения.
- Вы говорите, "муж Игорь"... Тем не менее лишь в начале этого года объявили о вашей предстоящей свадьбе. Выходит, больше двух лет живете вместе, простите, во грехе?
- Конечно, нет, нас обручил мой духовный наставник отец Борис в Петровском монастыре осенью 2004 года. Мы планировали свадьбу на 2 июня 2005-го, поскольку это годовщина нашего с Игорем знакомства, но когда я узнала о своей беременности, мы перенесли это событие. Понятно, что мне хотелось выглядеть на нем подобающим образом, а не смущать народ животиком. И вот мы окончательно определились с днем свадьбы: 7 июля. Это тоже, надеемся, счастливая дата - три семерки: число, месяц, год.
- Настя, вы всегда подчеркиваете, что вы - "народная балерина". Но как с этим имиджем сочетается ваше постоянное "засвечивание" в самых элитных светских тусовках?
- По-моему, одно не противоречит другому. Вы же не можете упрекнуть меня в недостатке репертуара, спектаклей, новых программ... Ну а если остается время и на что-то другое? Вот позвали меня вручить диплом "Человек-эпоха" моему любимому хореографу Григоровичу, неужели я должна была отказаться?
- Конечно, нет, но я не это имел в виду...
- А что? Фотографии с моего дня рождения в "Савое"? Не скрою, я - тщеславный человек, мне льстят нацеленные на меня фото- и телекамеры. Но газеты размножили эти фотографии в таком количестве, что народ, наверное, подумал: эта Волочкова, видать, на десяти пирах побывала... Или снимки с пляжа в Дубаи - вот над чем я смеялась! Ведь на самом деле там было очень холодно: пронизывающий ветер, температура воды 16 градусов. Я одна из немногих купалась, будучи человеком закаленным. И понятное дело, выйдя из моря, захотела сразу сменить мокрый купальник на сухой, завернувшись в полотенце. Но нашлись какие-то идиоты, конченые козлы, которые это сняли и по интернету переслали в Москву.
- Вас не смущает, что в стране сформировалось некое "олигархическое искусство"? Толстосумы, неизвестно каким способом нахватавшие свое богатство, прикупают артистов, чьи заслуги публике тоже мало известны, потому что все эти "Блестящие" и "Рефлексы" для нее практически не работают, они срубают деньгу на частных вечеринках...
- Больше того, я знаю группы, в чьи расценки входит не только концерт, но и последующий ужин с заказчиком, как говорится, в интимной обстановке при свечах. Но это попса, у них свои нравы. Моя работа - прежде всего открытые концерты и спектакли. Хотя приглашения на корпоративные вечера, если там хотят видеть классическое танцевальное искусство, тоже принимаю, и даже с радостью. Ведь не секрет: большинство бизнесменов - люди с очень ограниченным культурным кругозором, и если кто-то среди них начинает интересоваться классикой, - это добрый знак. Значит, потихоньку проходит идиотская мода - приглашать к себе на дачу вышедших в тираж западных звезд, соревнуясь, кто выкинет больше миллионов на гонорар Джорджу Майклу или Робби Уильямсу...
- Знаю, что вслед за балетом вы осваиваете и кино. Но лично мне ваш дебют в фильме "Черный принц" малоизвестного режиссера Анатолия Иванова, где вы сыграли Натали Пушкину, не показался особенно удачным.
- Мне тоже не кажется, что это предел моих актерских возможностей. Если бы было больше времени на подготовку, работу с режиссером... Вместе с тем напомню, что лента получила Гран-при на Международном фестивале независимого кино в Нью-Йорке.
- Извините за пошловатый вопрос - вы могли бы в кадре раздеться?
- У меня жесткий принцип: не раздеваюсь для публики. И еще не пою. Дилетантов на нашей сцене хватит и без меня.
Вел беседу