ПЕТЛЯ ВАВИЛОВА

В праздники принято вспоминать о хорошем. Накануне Дня защитника Отечества тем более. В армии, достойно прошедшей тысячи боевых передряг, геройских поводов тысячи. Но у нынешних Вооруженных сил, с большими потерями едва начавших выбираться из джунглей нашей судорожной военной реформы, на днях появился повод накануне собственного профессионального праздника вспомнить и о горьких унижениях недавнего прошлого. Повод этот для многих с середины 90-х имеет имя собственное - Андрей Вавилов.

Чем облагодетельствовал экс-заместитель министра финансов РФ Вавилов Пензенскую область, от имени которой давно заседает в Совете Федерации, широкой публике неизвестно. А вот то, что за последние полтора десятилетия имя одного из состоятельнейших людей России не раз оказывалось в шумных заголовках криминальных хроник, - факт неоспоримый. Очевидно, он недаром давно пытался обзавестись депутатской неприкосновенностью. Весной 1998-го баллотировался в Госдуму от Горного Алтая. В 1999-м - от Ненецкого автономного округа. Оба раза неудачно. Только с Пензенской областью повезло. И то лишь в 2002 году, когда над головой бывшего VIP-финансиста вовсю сгущались прокурорские тучи.
Поэтому, когда на днях стало известно, что Верховный суд дал ход запросу Генпрокуратуры о привлечении Вавилова к уголовной ответственности по десятилетней давности делу о хищении из казны почти 300 миллионов долларов, мало кто удивился. Думаю, сам сенатор тоже. Недаром за процессом он следит из Соединенных Штатов, где давно, по официальной версии, находится на лечении. И по крайней мере в ближайшее время возвращаться, как говорят, не намерен.
Впрочем, военных нынешнее уголовное дело касается лишь в том смысле, что связано с производством боевых самолетов. Вавилову вновь предъявлено обвинение в хищении в марте 1997 года путем мошенничества 231 миллиона долларов в МАПО МиГ (ныне Российская самолетостроительная корпорация МиГ). Деньги потребовались вроде бы для строительства истребителей, предназначенных Индии. Они по распоряжению тогдашнего первого заместителя министра финансов были выделены, пропущены по сложной цепочке через ряд коммерческих банков и бесследно растаяли. В 1997 году Вавиловым вкупе с несколькими подельниками занялись следователи, однако по распоряжению бывшего в тот период первого заместителя Генпрокурора Юрия Бирюкова быстро отступились. Только теперь те объемистые тома решили достать с пыльных полок. А миллионы? А что миллионы? Их списали, так пока ни с кого и не учинив спроса.
Но вот уж после чего Андрей Вавилов стал известен всей армии, так это после форменного грабежа Минобороны, учиненного в декабре 1996-го и в марте 1997 годов. Тогда, в самую гибельную для чести нашего офицерства пору, когда даже Герои России, слушатели столичных военных академий торговали на овощных рынках, из военной казны сгинули просто сумасшедшие деньги. 450 миллионов долларов по распоряжению Вавилова были перечислены военным ведомством английской фирме United Energy International для ЕЭС Украины. Естественно, безвозвратно. За эту аферу поплатился стрелочник - главный финансист Минобороны генерал-полковник Георгий Олейник, дисциплинированно исполнивший указание своего начальства. Он был осужден, а впоследствии оправдан президиумом Верховного суда РФ.
Между прочим, обвиняемого Вавилова и в тот раз снова спас столь странно избирательно-сердобольный Юрий Бирюков. Он выделил из дела, изъятого у Главной военной прокуратуры, материалы на высокопоставленного финансиста и дал указание расследование в этой части прекратить.
Для кого-то те украденные у военных астрономические суммы были величиной сугубо макроэкономической. А для очень и очень многих - знаком огромной беды. Такой, когда невозможно прямо глядеть в голодные глаза собственного ребенка. Как глядеть, если ни себе, ни ему невозможно объяснить, почему в немалых чинах защитник Отечества, весь в боевых орденах, не в силах досыта накормить семью? А чем кормить, если на окошке полковой кассы аж пожелтел от времени проклятый листок с выцветшей надписью "Денег нет"?
Примерно в те времена, когда кто-то, кого целое десятилетие ищет и никак не может найти Генпрокуратура, делил жирные армейские деньги, депутат, генерал-лейтенант Лев Рохлин с думской трибуны рисовал картину невиданного разгрома:
- Состояние Вооруженных сил, выполняющих задачу в условиях хронического недофинансирования в течение последних лет, достигло критического уровня... Открыто высказывается недовольство сложившимся положением. Перекрываются взлетные полосы аэродромов. Гарнизон Тула-50 объявил бессрочную голодовку в связи с дискриминационными мерами в обеспечении законных выплат денежного довольствия... Переходящие продовольственные запасы в Министерстве обороны израсходованы практически полностью, а НЗ - на 40 процентов. Окружные, флотские склады пусты...
Читаю секретные документы той поры, и они даже сегодня жгут руки. Эти признания предельно честны, ибо незачем человеку лгать за минуту до смерти. Преданная властью в середине 90-х армия часто сводила счеты с жизнью роковым выстрелом и петлей. Полтысячи российских офицеров покончили с собой в 1996 году, когда Андрей Вавилов был на вершине финансовой власти. На 17 процентов больше - в 1997-м. Уверяю вас, эти предсмертные записки написали не слабые духом. Авторы могли бы жить, если бы слово "честь" было для них пустым звуком. Их последние слова, полагаю, со временем должны занять место в главном военном музее. Ибо без этих пронзительных строк история нашей армии будет неполной, а следующие поколения не смогут понять, что верховная российская власть десятилетие назад творила со своей армией. Только давайте без фамилий, чтобы не бередить лишний раз незажившие душевные раны близких и друзей.
Подполковник Петр Иванович В., заместитель командира отдельного полка, Дальневосточный военный округ: "Этим поступком я совершил убийство не только себя, но моих старых родителей, особенно мама не переживет такого, да и папа тоже. Но у меня нет другого выхода. Жить в нищете страшно для заместителя командира по тылу. Дети плохо одеты, телевизор 70-х годов".
Подполковник Александр Михайлович С., слушатель второго курса Военно-морской академии (Санкт-Петербург): "Так жить больше не могу".
Капитан Олег Б., начальник авторемонтной мастерской Ракетных войск стратегического назначения, женат, двое детей. В Вооруженных силах с 1981 года: "Денег нет. Кормить семью нечем".
Полковник Юрий Михайлович Р., заместитель начальника по научной работе одного из научно-исследовательских институтов Военно-воздушных сил, 1951 года рождения, женат, трое детей : "Надоело жить в нищете, считать копейки, стыдно заходить в магазин".
Обратите внимание на должности. Большинство точку в жизни сами поставили на пике карьеры. Многие после Афганистана и Чечни. Пустой кошелек - слишком слабый аргумент для таких людей, чтобы взводить курки. Пулю в их висок послало или петлю на горле затянуло ощущение собственной никчемности для страны, за которую ходили под вражьи выстрелы и за которую клялись, если понадобится, умереть. Вот это был действительно крах. Вавилов ли в нем виноват? Да нет, конечно. Время было такое. А за что отвечать Вавилову - дождемся суда. Если дождемся. Хотя Юрий Бирюков вроде в отставке, так что есть надежда.
А пока в честь праздника давайте выпьем за защитников Отечества, которые десятилетие назад оказались не в силах пережить мирных российских будней. Выпьем стоя, не чокаясь.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза, бывший командующий Черноморским флотом:
- Больше всего меня заботит, с каким настроением завтрашний праздник встречает армия. Боюсь, не с лучшим. Прежде всего потому, что никому из моих знакомых непонятно недавнее назначение господина Сердюкова новым министром обороны. Не уверен, что ему удастся развить ростки того обновления, которые в последние годы наметились в Вооруженных силах. В нынешних условиях это сложно было бы и человеку, куда лучше Сердюкова знакомому с военной организацией страны. Ведь весь оборонный бюджет России сегодня вдвое меньше, чем бюджет одних только военно-морских сил США.
Тем не менее - не надо терять надежды. Переживали и не такое.
Генерал армии Петр Дейнекин, герой России, бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ:
- Настроение, честно говоря, у меня не очень праздничное. Считаю, что положение в Вооруженных силах ухудшается. И дело, конечно, не в новом министре обороны Сердюкове. Хотя и в этом есть много настораживающего. О его деловых качествах мне ничего не известно, но в офицерских и ветеранских кругах это назначение встречено, мягко говоря, без восторга.
Куда хуже другое. Престиж воинской службы продолжает падать. Количество бесквартирных в войсках не уменьшается. Материальное обеспечение в армии, несмотря на принимаемые властью шаги, отстает не только от требований жизни, но даже и оттого, что существует в спецслужбах.
Что же армии так мало достается? И к чему это ведет? Вот вам просто вопиющий пример. Недавно военным судом был осужден летчик-штурмовик, майор. При посадке на аэродром Степь в Забайкалье его Су-25 выкатился за пределы полосы и получил повреждения. Майора условно осудили на год и постановили, что он должен выплатить государству 19 миллионов рублей. Да тому майору при его жалованье платить придется 154 года! И за что? За то, что это самое государство само лишило его нормальной летной практики?
И все же хочу поздравить с праздником своих боевых товарищей. Тех, кто служит, и кто уже отслужил. Здоровья вам, благополучия и мира на земле.