ЧЕРНЫЙ ДЫМ НАД БЕЛЫМИ СТОЛБАМИ

Реальный поселок Белые Столбы не имеет ровным счетом никакого отношения к мифическим Белым Столбам, которые обессмертил Александр Галич. В Белые Столбы, помнится, ехал лирический герой одной из его иронических баллад, дабы "на братана да на психов поглядеть". Между тем печальное лечебно-медицинское заведение, где "алкоголики пишут нолики, а шизофреники вяжут веники", находится на станции Столбовая, а в Белых Столбах располагается совсем иное учреждение - Госфильмофонд России. Там, впрочем, тоже работают по-своему сумасшедшие люди. За не самые большие деньги (все-таки бюджетная сфера) они сберегают для потомков уникальные фильмы, которыми вправе гордиться человечество.

Госфильмофонд России - крупнейший киноархив мира, вошедший во все энциклопедии, украсивший даже одну из страниц Книги рекордов Гиннесса. Здесь хранится около 60 тысяч самых разнообразных фильмов: от немых лент братьев Люмьер - до шедевров Эйзенштейна, Феллини, Бергмана, Бунюэля, Бондарчука, Тарковского... Госфильмофонд России - такое же национальное достояние, как Эрмитаж, Русский музей, Ленинская библиотека. Не случайно в 1993 году указом президента кинохранилище было причислено к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ. И тем не менее нынче над Белыми Столбами сгустился черный дым - пока в метафорическом смысле. Но скоро эта расхожая метафора может обернуться зловещей явью...
Вот уже около двух лет неподалеку от Госфильмофонда ведется строительство большого кирпичного завода, который будет выпускать керамическую облицовочную плитку, а ее производство, как известно, сопровождается выбросами в атмосферу серной кислоты, сажи и других вредных веществ. Как поведет себя в этих условиях кинопленка, предсказать невозможно. Она ведь и в благоприятных условиях портится, болеет. По идее, рассказал "Труду" первый заместитель директора Госфильмофонда России Владимир Дмитриев, пленка вообще должна храниться в стерильных условиях, в вакууме. Особенно это относится к нитропленке, которая при нарушении температурного или иного режима имеет свойство самовозгораться.
Надо ли в этих условиях строить в Белых Столбах кирпичный завод - вопрос, думается, из разряда риторических. Никому ведь, к примеру, не приходит в голову возводить рядом с Третьяковкой асфальтобетонный или цементный завод. Стоило продюсеру Марку Рудинштейну задумать проведение десятидневного кинофестиваля рядом со стенами Эрмитажа, как всполошилась вся культурная общественность двух столиц. А куда более опасная угроза, нависшая над Госфильмофондом России, пока не встречает столь же яростного отпора. Все словно надеются, что как-то само собой рассосется. А оно не рассасывается...
Хотя кинематографисты, надо отдать им должное, в этой ситуации не молчат. Руководители Госфильмофонда бьют в набат, а председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков написал письмо председателю правительства Михаилу Фрадкову. Тот дал распоряжение нескольким министерствам разобраться в этом вопросе. Но никакие высокие циркуляры, постановления судов делу пока не помогают: завод (а это, к слову сказать, частное предприятие) упорно продолжают воздвигать. Утром приходят судебные приставы - на территории царит безлюдье, а ночью работа на стройке вновь возобновляется. И так продолжается уже не первый месяц. "Видимо, здесь задействованы большие силы и большие деньги, - устало резюмирует Владимир Дмитриев. - Поэтому нас все чаще посещают горестные предчувствия".
Если завод в недалеком будущем все-таки вступит в строй, то это может закончиться катастрофой для нашего и мирового кино, уверены в Госфильмофонде. Известно, что из-за своего легкомыслия мировое сообщество утратило на сегодняшний день 80 процентов немых фильмов и половину картин, созданных до 1950 года. Неужели надо потерять и то, что в таких трудах удалось сохранить?
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Карен ШАХНАЗАРОВ, народный артист России, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм":
- Для меня двух мнений в этой ситуации быть не может. Завод, строящийся рядом с Госфильмофондом, надо немедленно закрыть и без сожаления снести с лица земли. Я бы понял еще, если бы в Белых Столбах возводилось какое-то уникальное наукоемкое предприятие, а то ведь строится заурядный кирпичный завод, которых в Подмосковье десятки, если не сотни. А Госфильмофонд у нас один. И не только, к слову говоря, в России - во всем мире кинотеку с такой богатой коллекцией, с такими уникальными специалистами придется еще поискать. Местные власти мотивируют это строительство тем, что, дескать, завод даст рабочие места, принесет в бюджет области какие-то деньги. Но если делать все по уму, то Белые Столбы, пока еще находящиеся в экологически чистом районе Подмосковья, сами по себе могут стать источником прибыльного бизнеса. В любой другой стране мира рядом с такой культурной сокровищницей первым делом возвели бы туристический центр, и только у нас, как водится, - кирпичный завод...