ЗАМЫСЛОВАТЫЕ ХОДЫ "ТУРЕЦКОГО ГАМБИТА"

Фильм снят режиссером Джаником Файзиевым по одноименному роману Бориса Акунина и по заказу Первого канала. События романа разворачиваются во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Титулярный советник Эраст Фандорин, чудом спасшийся из плена, пробирается в штаб командующего русской армии генерала Соболева, чтобы сообщить о ставших известных ему турецких военных планах. Однако из-за того, что в шифрограмме слово "Плевна" заменено на "Никополь", русские войска делают совершенно бессмысленную вылазку в Никополь, а турецкие - беспрепятственно занимают Плевну. И это только первое из чреды таинственных событий, убеждающих будущего "гения русского сыска" - Эраста Фандорина - в том, что кто-то из высшего офицерского состава работает на турок. Шпиона необходимо вычислить и обезвредить. Но кто он? Ответ на этот вопрос найти нелегко. В течение почти всего фильма Эраст Фандорин ходит по лезвию бритвы - в миллиметре от смерти. Ведь таинственный, замаскированный под "своего" враг совсем не глуп, и их поединок превращается в упорное противоборство двух равных по силе воли и интеллекта персонажей. И зрителю почти до самого конца не ясно, кто же выйдет из него победителем. Так что интрига, лежащая в основе фабулы фильма, придает ему динамизм и увлекательность. Особенное внутреннее напряжение картина получает благодаря многочисленным поединкам, следующим друг за другом буквально через каждые четыре-пять минут. Причем батальная тема варьируется самым различным образом. Здесь то армия идет на армию, то на лесной опушке отряд гусар сталкивается со взводом турок, пистолетные выстрелы сменяет звон сабель, а когда под рукой не оказывается ни того ни другого, в ход идут кулаки. Эти сцены поставлены очень зрелищно и ярко.
Параллельно военной сюжетной линии в фильме развивается и лирическая. Еще во время бегства из турецкого плена Фандорин знакомится с очаровательной барышней Варварой Суворовой, которая, переодевшись болгарским мальчишкой, пробирается в штаб, чтобы повидаться со своим женихом - шифровальщиком Петей Яблоковым. Однако на полпути к фронту обман раскрывается, и девушка попадает в очень непростое положение. Эраст ее спасает. Бравый детектив защищает Варю от нападок болгарских крестьян и благодаря невероятному везению выигрывает в кости для нее ослика. Казалось бы, все идет к тому, что между молодыми людьми должен вспыхнуть роман, но этого не происходит. Варвара как девушка, обладающая большим чувством собственного достоинства, не может сделать шаг навстречу первой. А Фандорин, хотя, как порой кажется, и неравнодушен к Варе, этого шага не делает. Во-первых, следуя кодексу чести офицера, он не может себе позволить отбить невесту у своего товарища, а во-вторых, по своей сути он все-таки является волком-одиночкой. Спокойная семейная жизнь не для него. Тем не менее самой сильной эмоциональной сценой является, пожалуй, момент их прощания на вокзале. После завершения военной кампании Варя с мужем уезжают в Петербург. И вот она и Фандорин стоят на перроне, смотрят друг другу в глаза и понимают, что больше никогда не увидятся. В этот момент они оба, кажется, осознают, что счастье, которое было так возможно, прошло мимо них...
Впечатляет также визуальный ряд фильма. Съемочная группа более полутора лет провела в Болгарии и Турции. И на экран попали древние города и горные селения, роскошные лиственные леса и степь. Точная и выверенная операторская работа Андрея Жегалова передает своеобразие местного колорита, помогает зрителю ощутить реальность и многоплановость происходящего на экране. Вероятно, ту же цель преследовал режиссер при тщательнейшей работе с реквизитом. По словам Джаника Файзиева, его подопечные "перетрясли практически все болгарские музеи". Например, был воссоздан точно такой же воздушный шар, с помощью которого ведется наблюдение за турками. А локомобиль Гриднева - точная копия паровых машин того времени. "Я собрал практически весь визуальный материал, опубликованный за последние 50 лет у нас, в Болгарии и Турции. Не ручаюсь за буквальность воспроизведенного, но атмосферу и антураж того времени, мне кажется, нам удалось передать достоверно", - признается режиссер.
Кстати, для большей достоверности снаряды в фильме взрывались по-настоящему, в результате чего во время съемок одного из эпизодов, когда главный герой притаился на траве, рядом с актером взорвался пиротехнический снаряд. Его слегка оглушило, а лицо и тело посекло осколками. К счастью, все закончилось благополучно.
Любопытно, что музейного инвентаря для создания атмосферы XIX века оказалось недостаточно и съемочная группа во всю использовала... компьютер. В фильме более двух с половиной сотен цифровых спецэффектов, разнообразных по сложности и технологии изготовления: виртуальные массовки, трехмерные батальные сцены и декорации, цифровые двойники актеров, каскадеров и так далее.
Разумеется, все эти компьютерные "штучки" возможно было использовать, только лишь как поддержку и дополнение к блестящему актерскому составу. В "Турецком гамбите" играют такие "звезды", как Леонид Куравлев, Анатолий Кузнецов, Александр Лазарев, Александр Балуев, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Алексей Гуськов и другие. А ведущую пару ролей Фандорина и Вари исполняют Егор Бероев и ученица Олега Табакова, актриса его "Табакерки" Ольга Красько. Но если имя Егора Бероева хорошо знакомо читателям, то Ольга Красько, несомненно, станет открытием.
Насчет успешной прокатной судьбы картины можно не сомневаться. Крепкая режиссура, экзотическая картинка, увлекательный сюжет, россыпь "звезд" - такое сочетание способно завлечь самую широкую зрительскую аудиторию. А вопрос о том, что скрывается за этой броской и привлекательной по форме работой, каждый зритель, очевидно, должен решить для себя в индивидуальном порядке. И здесь разброс мнений, думается, будет чрезвычайно широк.