Как же: впервые за последние пять лет российское кино было представлено в конкурсе Берлинале фильмом Сокурова "Солнце", в других программах было показано еще несколько наших фильмов. В итоге ни один из них по-настоящему не был замечен и отмечен - ни "Марс" Анны Меликян, участвовавший в "Панораме", ни "Справка" Киры Муратовой, соревновавшаяся в конкурсе короткометражного кино, ни "Пакостник" Татьяны Деткиной, пробовавшей силы в молодежном "Форуме"...
Обиднее всего, конечно, поражение опытного фестивальщика Александра Сокурова, но, думается, в этот раз иначе и быть не могло. Сокуров - режиссер оригинальный, "штучный", со своим образным рядом и миром, он не каждому понятен и близок. Его картины всегда вызывают ажиотаж до показа - и почти всегда разочаровывают фестивальную публику. Так было на Каннском кинористалище, где раз за разом "пролетали" его фильмы "Молох", "Телец", "Русский ковчег", "Отец и сын", так случилось и нынче в Берлине. По некоторым сведениям, его фильм "Солнце" жюри даже толком не обсуждало, никто за него не боролся, - слишком уж это "специальное" кино. Тем более что возглавлял жюри осевший в Голливуде немец Роланд Эммерих - автор "Годзиллы", "Дня независимости" и других прокатных хитов. Ему медленный, местами просто скучный кинематограф Сокурова, понятное дело, чужд и не интересен. Как и основной массе публики - даже фестивальной.
Хотя, надо отдать Сокурову должное, в каждой своей новой работе он шаг за шагом движется к зрителю. От замудренных, невнятных, интересных только горстке "синефилов" фильмов типа "Камень" он постепенно пришел к картинам, которые даже выходят в международный прокат. Что-то он на этом пути приобрел (так, фильм "Русский ковчег" был с некоторым успехом показан в США, а "Солнце" уже купил ряд западных стран), а что-то, как ни странно, потерял. Раньше его работы (например, "Одинокий голос человека", "Мать и сын") были отмечены особой художнической метой - некоторой странностью, причудливостью, образной экспрессией, которые намекали на возможную гениальность автора. В "Солнце", повествующем о судьбе императора Хирохито, который подписывает акт о капитуляции Японии во второй мировой войне, Сокуров уже похож на многих. Это почти обычное психологическое кино, разве что с остаточным налетом "сокуровщины". Но "нормальное", "обычное" кино лучше снимают "нормальные", "обычные" режиссеры. Что, собственно, и засвидетельствовало жюри, присудив "Золотого медведя" живой, заводной, остроумной и просто зрелищной южноафриканской картине "Кармен из Хаелиши", которая в истории кино не останется, но и стыдится ее нет резона. А Сокуров ничего не получил - даже одной из девяти второстепенных наград, что, впрочем, ему было бы не по ранжиру. Слава непризнанного гения в этой ситуации все-таки дороже.