БРЕМЯ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

Северная Двина - в толстом ледяном панцире. Сказочно красивы ее берега, в особенности там, где на фоне ясно-голубого неба красуются устремленные ввысь стройные шатры древних деревянных церквей, украшающих расположенный неподалеку от Архангельска архитектурно-художественный заповедник Малые Карелы. Отсюда, из заповедника, далеко виден противоположный берег. Пейзаж там иной - индустриальный. Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат возник более шестидесяти лет назад в одном из поселков близ Архангельска. Колоритная старина и современное мощное производство - реалии XXI века. По мере того, как развивалось предприятие, разрастался и поселок, четверть века назад превратившийся в город Новодвинск. Город и комбинат составляют неразрывное целое. Примерно половина всего здешнего трудоспособного населения работает на комбинате, обеспечивая его необходимой рабочей силой. В свою очередь горожане чувствуют себя защищенными комбинатом от нынешних экономических и социальных невзгод. Работа на АЦБК приносит им устойчивые высокие заработки. Значит, люди уверены в завтрашнем дне, не беспокоятся о будущем своих семей. Они верят руководству комбината. Не зря председатель совета директоров ОАО "АЦБК" Владимир Крупчак получил в этом округе 87 процентов голосов на выборах в Архангельское областное Собрание депутатов, где он возглавляет постоянную комиссию по ЛПК, лесному хозяйству и экологии.

АЦБК - одно из крупнейших лесохимических предприятий не только России, но и Европы. Судите сами: на комбинате производится 15 процентов всей отечественной целлюлозы. Выпуск продукции составляет около 700 тысяч тонн в год. АЦБК является самым крупным производителем в стране тарного картона и гофропродукции. Доля комбината в общем объеме производства тарного картона в России составляет около 30 процентов. А ведь еще он поставляет на внутренний и внешний рынки бумагу, ДВП, другие виды продукции. В общей сложности ежегодный объем продаж составляет около 300 миллионов долларов. При этом примерно сорок процентов продукции идет на экспорт. Следовательно, товар качественный.
Что и говорить, впечатляющие цифры, свидетельствующие о том важном месте, которое занимает комбинат в развитии отечественной целлюлозно-бумажной промышленности. И сейчас даже трудно представить, что еще пять-шесть лет назад этот гигант находился на грани банкротства: прекратились поставки сырья, снизились объемы производства, а самое главное - рабочие перестали получать заработную плату и в знак протеста начали устраивать забастовки ,митинги, перекрывать движение на шоссейных дорогах. Казалось, что из возникшей конфликтной ситуации нет выхода. И трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, если бы в 1997 году сюда не пришла новая команда управленцев во главе с уроженцем Архангельской области, нынешним председателем совета директоров этого открытого акционерного общества Владимиром Крупчаком.
- В то непростое для нас время, - рассказывает Владимир Ярославович, - мы поставили перед собой четыре стратегические задачи. Прежде всего требовалось обеспечить комбинат сырьем. Затем надо было урегулировать отношения с кредиторами. Возникла необходимость в создании эффективной структуры управления. И, конечно же, нельзя было развивать производство, не погасив задолженности по зарплате и налогам.
Естественно, что все эти задачи решались комплексно. Одновременно начался поиск надежных инвесторов, готовых без риска для себя вложить крупные денежные суммы, необходимые в первую очередь для реконструкции производства, ведь износ оборудования на комбинате составлял примерно 80 процентов. А кроме того надо было расплатиться с долгами, которые составляли десятки миллионов долларов. На помощь государства рассчитывать не приходилось.
Выручили западные партнеры - австрийская компания "Вильфред Хайнцель", а также немецкие фирмы "Конрад Якобсон" и "Якоб Юргенсен", которые занимают ведущие позиции на европейском целлюлозном и картонно-бумажном рынке. Ныне в распоряжении западных компаний находится контрольный пакет акций архангельского предприятия. Мы сознательно, подчеркивает В. Крупчак, пошли на создание международного совета директоров. Благодаря участию зарубежных инвесторов в распоряжение комбината были предоставлены на льготных условиях крупные долгосрочные кредиты, "длинные деньги" под гарантии западных партнеров. В результате появилась возможность модернизировать производство.
В том, что полученные деньги "заработали", я убедился при посещении картонной фабрики комбината, где была реконструирована картоноделательная машина номер один. Это огромная установка длиной в сто с лишним метров и высотой в трех-четырехэтажный дом в течение суток выпускает более 600 тонн картона. В результате реконструкции КДМ-1, проведенной в конце 2001 года, производство картона на АЦБК увеличится в нынешнем году на 20-40 тысяч тонн. Стоимость реконструкции - более 20 миллионов долларов. Ясно, что самостоятельно, без привлечения иностранных кредитов, комбинат установку столь дорогого оборудования не потянул бы.
Сотрудничество с западными фирмами, их привлечение к производству целлюлозы, картона и бумаги позволили комбинату выйти со своей продукцией на международный рынок и прочно закрепиться там. Сегодня почти половина того, что выпускается на комбинате, идет на экспорт в десятки стран мира. При этом все дивиденды, полученные от работы предприятия, по решению акционеров и прежде всего западных, направляются на развитие производства.
Лесная промышленность России переживает сейчас далеко не лучшие времена. Многие предприятия, выпускающие целлюлозу и бумагу, испытывают нехватку древесины. Отчасти это объясняется сокращением площадей вырубаемого леса. Если еще сравнительно недавно в Архангельской области ежегодно заготовлялось до 28 миллионов кубометров древесины, то сейчас - 7,8 миллиона. Кроме того, значительно усложнилась и вздорожала доставка леса. Честно говоря, для меня оказался откровением услышанный на комбинате рассказ о том, что, казалось бы, самая дешевая транспортировка леса в плотах становится невыгодной - речники безбожно дерут за буксировку плотов. Сегодня лес выгоднее возить по железной дороге. К тому же навигация очень ограничена по времени. Плоты можно сплавлять вниз по Северной Двине только в мае - начале июня, когда стоит высокая вода. Летом же это становится практически невозможным из-за того, что река мелеет.
Вспоминаю, как когда-то сам плавал по Северной Двине на рейсовых теплоходах и быстроходных ракетах от Котласа до Архангельска и обратно. Теперь такого маршрута уже нет.
Проблема с обеспечением древесиной оказалась во многом решенной, после того как АЦБК вошел в состав группы компаний "Титан", которую также возглавляет В. Крупчак. Помимо комбината, холдинг объединяет 20 лесозаготовительных предприятий и три лесозавода. Владимир Ярославович с улыбкой воспринял мой показавшийся ему наивным вопрос о том, что в Архангельской области нынче не хватает леса, все уже вырублено?
Лес, конечно же, есть. Более того, лесные вырубки просто необходимы, ибо перестоянный лес еще занимает значительные площади. Другое дело, что добираться до нетронутых лесных массивов стало сложнее, а главное, нужны более передовые технологические методы заготовки древесины.
Короче, требуется современная техника. У нас же ее крайне мало, потому что недостаточно средств на ее закупку.
Что же касается комбината, то его можно считать санитаром леса, поскольку для изготовления целлюлозы в большом количестве используется гнилая осина, береза - в общем, непригодный для лесопильных предприятий лес. В ход идут также верхушки деревьев, тогда как нижняя часть отправляется на лесозаводы. Короче, все, что не предназначено для получения качественной древесины, может служить сырьем для комбината. Даже кора и опилки, которые здешние лесоперерабатывающие предприятия, только чтобы избавиться от них, предлагают АЦБК даром. А ведь на самом деле и кора, и опилки представляют собой прекрасное топливо, которое заменяет дорогостоящие уголь и мазут.
Ныне собственные леспромхозы холдинга на 60 процентов обеспечивают сырьем входящие в него предприятия. А в планы президента "Титана" входит довести эту цифру до ста процентов, то есть до полного самообеспечения древесным сырьем. Одновременно в рамках холдинга удалось создать полный цикл безотходного производства. Часть древесины, худшая по своему качеству, отправляется на АЦБК, ну а лучшая - на лесозаводы.
Теперь о доставке продукции потребителям. В состав холдинга "Титан" входит ОАО "Архбум", которое взяло на себя снабжение производственных предприятий холдинга, сбыт и транспортировку продукции. При этом основная часть отправляется зарубежным потребителям морем, тем более Архангельск - морской порт круглогодичного действия - находится совсем рядом с комбинатом. Ну а российским покупателям продукция доставляется главным образом по железной дороге. Конечно же, на комбинате и рады поставлять ее как можно в большем количестве российским клиентам. Но многое объясняется неразвитостью российского рынка потребления бумажной продукции. В западноевропейских странах ее в среднем потребляется 102 килограмма на душу населения, тогда как у нас всего 13.
В свое время Крупчака критиковали за то, что он принял решение о строительстве в подмосковном Подольске завода по производству гофротары: мол, выводит производственные мощности и крупные денежные средства за пределы Архангельской области, лишая ее значительных доходов. Но время показало, что руководитель "Титана" действовал верно. Он руководствовался желанием максимально приблизить выпуск гофрокартона к рынку потребления, наладить его выпуск там, где он пользуется особым спросом. Ведь каждому ясно, что наибольшее число предприятий-потребителей гофротары находится в центре России.
На строительство завода было израсходовано более 37 миллионов долларов. Здесь установлено новейшее немецкое и шведское оборудование, позволяющее выпускать до 200 миллионов квадратных метров гофропродукции в год. С появлением завода отпала необходимость осуществлять дорогостоящие перевозки гофрокартона из Новодвинска, который весит мало, но зато занимает большой объем.
Президент холдинга "Титан" был еще прав и потому, что подольское предприятие является филиалом "Архбума". Это позволит переработать дополнительные объемы картона, который произведет АЦБК в нынешнем году после недавней реконструкции КДМ-1, а также увеличит поступление налогов в бюджеты как Московской, так и Архангельской областей. Более того, можно сказать, что подольский проект является ярким примером межрегионального сотрудничества.
Устанавливая контроль за поставками лесного сырья, выпуском целлюлозно-бумажной продукции, ее конечной реализацией, руководство группы компаний "Титан" преследует цель создать вертикально интегрированную корпорацию с полным производственным циклом по примеру нефтяных компаний, контролирующих не только нефтедобычу, но и переработку нефти, а также реализацию нефтепродуктов.
Впрочем, группа компаний "Титан", на предприятиях которого трудятся свыше 25 тысяч рабочих, не ограничивает свою деятельность лесопромышленным комплексом. Входящий в холдинг "Архбум" построил автозаправку - одну из лучших в Архангельской области. Ему же принадлежит построенный в Новодвинске крупный супермаркет. В Архангельске появились развлекательный боулинг-центр, два ресторана, гостиницы... Их владельцем тоже является "Титан".
Так и хотелось бы написать о том, что нынешние успехи Архангельского целлюлозно-бумажного комбината вселяют надежду на то, что дела у него пойдут еще лучше на радость всему коллективу и потребителям его продукции. Но, к сожалению, реальная действительность заставляет отказываться от столь радужных прогнозов. Да, в прошлом году АЦБК сумел достичь плановых показателей и даже перекрыть их. Продолжалась техническая и технологическая модернизация предприятия, была, в частности, внедрена автоматизированная система управления процессом отбелки целлюлозы. Освоен выпуск новых видов бумаг, в том числе и офсетной. В нынешнем году планируется запуск нового потока в цехе двуокиси хлора, что позволит увеличить производство бесхлорной целлюлозы.
Но как бы не стремились на комбинате к хозяйственной самостоятельности, к дальнейшему развитию производства, его будущее, конечно же, тесно зависит от общей экономической ситуации в нашей стране, а также от конъюнктуры на мировом рынке целлюлозно-бумажной продукции, которая меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. А потому Владимир Крупчак и его единомышленники с осторожностью оценивают перспективы.
Конечно же, они уверены в собственных силах. Но и им приходится считаться с законами рыночной экономики. В своих выступлениях в печати председатель совета директоров АЦБК не скрывает того, что из-за падения мировых цен на продукцию лесопромышленного комплекса - целлюлозу, картон, пиломатериалы - минувший год оказался тяжелым для отрасли в целом. Ситуация усугубилась из-за увеличения в нашей стране цен на энергоносители и повышения железнодорожных тарифов. В нынешнем году, по мнению специалистов комбината, положение вряд ли улучшится, скорее, наоборот. Поэтому приходится думать о снижении себестоимости продукции, об общем уменьшении затрат.
Происходящее сказывается и на уровне заработной платы тружеников комбината. Если в прошлом году она повышалась каждый квартал и увеличилась в среднем на 18,5 процента и была самой высокой в отрасли, то в нынешнем будет очень сложно сохранить этот темп, который напрямую зависит от конъюнктуры рынка.
Проблемы, с которыми сталкивается комбинат, оказывают влияние и на жизнь в городе Новодвинске, главным бюджетообразующим объектом которого является Архангельский ЦБК. "Мы обречены жить вместе", - сказал в беседе со мной мэр города Н. Дружинин. Мой собеседник очень хорошо разбирается в том, что происходит на комбинате, поскольку перед тем, как его избрали мэром, он длительное время работал заместителем главного инженера АЦБК. Горожане дорожат своей работой на комбинате, ведь зарплата там, как уже отмечалось, одна из самых высоких в отрасли. Поэтому на АЦБК нет текучести кадров, на работу туда принимают по конкурсу.
Мы беседовали с мэром, пожалуй, в самую трудную для города пору - ожидалось, что налог на прибыль комбината будет перечислен в городской бюджет не ранее марта-апреля, а текущего подоходного с АЦБК едва хватало на то, чтобы выплатить зарплату бюджетникам. Ни о какой выплате городского долга перед АЦБК, который составляет без малого 342 миллиона рублей, естественно, не могло идти речи. Конечно же, комбинат мог бы применить санкции к неплательщику и отключить свет, прекратить подачу горячей воды.
Но тогда, среди прочих жителей, от этого пострадали бы тысячи людей, работающих на комбинате. Вот и получается, что комбинат и город действительно обречены жить вместе, что друг без друга они существовать не могут.
Сегодня коллектив Архангельского целлюлозно-бумажного комбината стоит перед трудным выбором: как ответить на вызов, брошенный ему временем, ситуацией, складывающейся на мировом рынке. Однако вся история последних лет, когда на комбинате принимались решения, позволявшие выходить из самых сложных ситуаций, вселяет надежду, что ответ будет правильным и достойным.
Иначе не должно и не может быть. Многое подтверждает правильность выбранного руководством курса. Ведь только в 2001 году Архангельский ЦБК признан победителем V Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия" в номинации "За наиболее динамичное развитие". "Архбум" третий год подряд получил звание "Лучший экспортер года". А председатель совета директоров ОАО "АЦБК" В. Крупчак и генеральный директор АЦБК В. Белоглазов включены в десятку лучших менеджеров лесопромышленного комплекса страны.