ВАЛЕРИЙ КОМИССАРОВ: Я ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Валерий Комиссаров пришел на телевидение в 1987 году в Молодежную редакцию, где работал администратором и одновременно готовил сюжеты для только что появившегося "Взгляда". Позднее его материалы можно было увидеть в "Пресс-клубе" (АТВ). Он был автором и ведущим таких передач, как "Канал иллюзий. Красная площадь", "Мужские истории" и "Женские истории", "Клуб откровенных мужчин", "Марьина роща". В августе 1996 года на ОРТ состоялась премьера самой популярной его программы "Моя семья", которая теперь выходит на РТР. Валерий Комиссаров готовит новый проект под названием "Идеальный мужчина", первый выпуск которого приурочен к Международному женскому дню.

- Валерий Яковлевич, вы считаете себя идеальным мужчиной?
- Нет, не считаю, но буду стремиться. Если в нашей стране появятся идеальные мужчины, тогда, может быть, и феминисток станет меньше.
- Чем вам так не угодили феминистки?
- Лично мне они ничего плохого не сделали, но все же лучше, если женщина останется такой, какой была задумана Богом. Принято считать, что феминизм ее раскрепощает, но в то же время он превращает мужчину в слабое, второстепенное существо. Я не имею в виду физический аспект, однако надо учитывать, что Бог не напрасно распорядился, распределив между ними обязанности. Все попытки это изменить ни к чему хорошему не приводят. Ведь феминизм способствует не только вырождению мужчин, но также и женщин. То, что происходит в этом смысле в нашей стране, да и во всем мире, одинаково пагубно сказывается на последующих поколениях. Вряд ли для человечества можно считать продуктивными такие процессы, как уменьшение рождаемости, нивелировка полов, неполные семьи и т.д. Так что давайте оставим мужчине - мужское, а женщине - женское.
- Ваша новая программа, видимо, адресована женщинам?
- Прежде всего программа рассчитана на женскую аудиторию, но, думаю, она вызовет интерес и у мужчин. Ее девиз: интересно, нужно, полезно и оправданно. Будем воспитывать мужчин, и тогда жизнь станет богаче, лучше, чище и счастливее.
- Похоже, вы знаете, что это такое - идеальный мужчина?
- У меня, наверное, есть некое представление об идеальном мужчине. В реальной жизни я таких не встречал, нет их и среди моих знакомых. Но я и не собираюсь приглашать в эфир идеальных мужчин, которых вряд ли где-либо можно найти. Это всего лишь метафора. С помощью этой программы мы вместе со зрителями попытаемся приблизиться к идеалу, попробуем выяснить, что он собой представляет и почему каждая женщина о нем мечтает.
- Это будет опять ток-шоу?
- О жанре программы я пока не готов говорить. Одно только могу сказать: это будет не ток-шоу.
- Как вы думаете, чем можно объяснить огромную популярность программы "Моя семья"?
- Тут нет никакого секрета: человеческие проблемы, о которых идет речь в "Моей семье", никогда не устаревают. Я всегда занимался и до сих пор занимаюсь не сиюминутными, а "вечными" темами, такими, как любовь, ненависть, отношения между мужчиной и женщиной. Они во все времена вызывали острый интерес. Летом прошлого года, когда на РТР ежедневно выходили повторы старых выпусков "Моей семьи", их рейтинги были просто сумасшедшие! Это только подтверждает, что обыкновенная человеческая жизнь всегда находится у людей в центре внимания. Программу смотрят, потому что она проблемна, в ней много семейных коллизий, в которых мы пытаемся разобраться. Она в меру нравоучительна, в меру иронична, проста и доброжелательна.
Я бы сказал, "Моя семья" - психотерапевтическая передача, нужная людям, потому что она им помогает. А я соответственно выступаю в роли психотерапевта. Откуда взяться психотерапевту, скажем, в городе Красный Буй или в какой-нибудь деревне? Людям же хочется поплакаться в жилетку, рассказать о наболевшем, они ждут помощи, участия или хотя бы совета. Если у человека, сделавшего блестящую карьеру, не ладится в семье, он чувствует себя несчастным. А мы пытаемся ему помочь стать счастливым. "Моя семья" - это сама жизнь.
- Однако темы вашей передачи вряд ли можно назвать жизненными. Скажем, героиня одного из недавних выпусков мечтает выйти замуж за чернокожего. Сильно сомневаюсь, что таких "мечтательниц" в нашей стране наберется большое количество. Откуда вы все это берете?
- Темы я придумываю сам, но все они - из жизни. Я же учитываю интерес зрителей. В моей программе нет ничего случайного и подставного. В этом и есть драматургия, которую я выстраиваю. И получается спектакль, но не выдуманный, а документальный, из реальной жизни. Подставное всегда видно. Мне кажется, из-за этого программа "Двое" на НТВ не получила зрительского признания, и ее быстро закрыли. Передача, о которой вы вспомнили, называлась "Где найти мужа, где найти жену". Думаю, тема эта актуальна. Только не надо желание героини "выйти замуж за негра" принимать буквально - это метафора. Смысл в том, что та девушка, встречаясь с нашими парнями, так и не нашла среди них такого, который отвечал бы ее идеалу. Ей нужно что-то необычное - вроде Ди Каприо, а ее любит какой-то невзрачный очкарик. Но когда она послушала участников передачи, поделившихся собственным жизненным опытом, то, видимо, поняла, что не "за морем телушка - полушка", не о Ди Каприо надо мечтать, а внимательно присмотреться к своему очкарику, который живет с ней рядом. Он-то, может быть, и сделает ее счастливой, хотя бы потому, что любит. Просто она об этом не догадывается.
- Вы специально пишете тексты или это чистая импровизация?
- Я все делаю сам, в том числе и пишу тексты. Но по ходу передачи импровизирую процентов на 80 - заранее реакцию просчитать невозможно. Да, мои тексты незатейливы, но так и должно быть - ведь эта программа привлекательна своей простотой, она понятна каждому. Я не хочу выпендриваться в эфире, как некоторые политики. Моя программа рассчитана и на простую домохозяйку, и на высоколобого профессора. Ее смотрят все, независимо от социального положения или от возраста. Она интересна еще и потому, что общение в эфире идет на уровне удовольствия.
- Но при этом и уровень пошлости в ней стал уже запредельным.
- Когда я слышу такое мнение, то склонен думать, что те, кто его высказывает, руководствуются одним доводом: он пошлый дурак, потому что у него усы. Поймите, я по определению не могу быть пошлым - иначе потеряю зрителей. Для меня гораздо убедительнее высокие рейтинги "Моей семьи" и 20 тысяч писем, которые я ежемесячно получаю от зрителей. Эти письма тщательно анализируются, в них есть какие-то рекомендации, пожелания и советы. Бывали случаи, когда зрители подсказывали мне, как следует повернуть ту или иную тему, подсказывали развитие сюжетов. Вот к этому я прислушиваюсь. А свое поведение в эфире я сам корректирую.
- Известно, что в последнее время вы пишете книги - "классические любовные сериалы с элементами детектива". Можно подумать, что вам не дает покоя слава Марининой?
- Ни в коем случае! Я пишу любовные мелодрамы, а не детективы. Встречи с огромным количеством людей позволяют мне осмысливать и обобщать жизненный опыт, что и дает мне право заниматься литературным творчеством.
- Если в "Моей семье" вы взяли на себя роль психотерапевта, то, подозреваю, герой ваших книг - частный психолог Алексей Ржевский - персонаж автобиографический?
- Это персонаж вымышленный, в котором есть и черты моего личного опыта, и тех людей, которые приходят ко мне в программу. В своем литературном творчестве я придерживаюсь того же принципа, что и в передаче: ничего лишнего, ни одной лишней строчки. Хорошо понимаю, что в телепередаче надо держать зрителя - так же надо держать и читателя.
- Одна из газет упрекнула вас в использовании "литературных негров". Вы на самом деле привлекаете кого-то к написанию своих книг?
- Это абсолютная ложь. Я подал на газету в суд и в том, что выиграю, уверен на сто процентов. Книги я пишу сам, ничьим трудом не пользуюсь. Ведь если следовать логике моих оппонентов, то можно сказать, что и в Госдуму ходит мой двойник, и усы у меня наклеены. Это же полная чушь!
- Как вам удается работать депутатом, делать передачи на телевидении и еще писать книги?
- Время у меня сжато до предела: днем я в Думе, вечером редактирую написанное накануне, ночью сочиняю книги. Сплю по 3,5-4 часа в сутки. Работаю практически без отпуска.
- Ваше еженедельное присутствие в телеэфире можно расценивать как саморекламу...
- Закон о статусе депутата не запрещает мне заниматься творческой деятельностью. Работа на телевидении - это не бизнес, а лишь возможность через ТВ общаться с народом. Если бы остальные депутаты имели такую возможность, то, на мой взгляд, всем от этого было бы только лучше.
- На днях в Госдуме вы озвучили поправки к проекту закона о телевидении и радиовещании, на основании которого ТВ становится фактически зависимым от государства. Разве вас, телевизионщика, такой закон устраивает?
- Проект этого закона, пролежавший в Госдуме восемь лет, был скорее виртуальный, чем реальный. Теперь мы его переработали. В том законе ТВ выходило из-под контроля президента. Но жизнь меняется. Я сторонник разного телевидения - и государственного, и частного. Однако я за то, чтобы на ТВ не было ничего противоречащего Конституции. На экране не должно быть насилия, расизма и т.д. Нынешнее телевидение злоупотребляет негативом, от этого уже все устали. Я не против свободы слова, но против того, чтобы ТВ использовали для каких-то своих "разборок". И в этом смысле оно должно быть под контролем закона, а значит, и под контролем государства. Частное телевидение имеет право на существование, но оно не может быть антигосударственным. Поправки к закону как раз и отвечают этому требованию.