Предстоящие 25 февраля парламентские выборы лихорадят Молдавию, и без того изнывающую под бременем экономического кризиса. Молодому государству долго не везло на правительства - за короткий срок сменилось семь кабинетов. Все начинали с обещаний перемен к лучшему, а завершали бесславным уходом в отставку, добровольную или принудительную, оставляя своим преемникам кучу проблем - падение производства, снижение внутреннего валового продукта, рост задолженностей по зарплате и пенсиям. И лишь нынешний кабинет, возглавляемый Дмитрием Брагишем, за год с небольшим сумел несколько выправить положение. Прекратилась вакханалия с пенсиями и зарплатой. В прошлом году почти в десять раз сократились долги государства перед пенсионерами, на двадцать процентов снизились долги по зарплате, реальный размер ее хоть ненамного, но вырос. Наметился сдвиг и в промышленности, где впервые спад сменился небольшим - на два с небольшим процента - подъемом.
Многие наблюдатели сходятся во мнении: в стране появилось дееспособное, подающее надежды правительство. Сумевшее проявить себя и на международной арене. Высоко оценил его потенциал генеральный секретарь Европейского союза Хавьер Солана, побывавший на днях в Молдавии. В то же время Брагиш и его команда, понимая, что Россия для Молдавии всегда будет стратегически важным партнером, хорошо зарекомендовала себя в переговорном процессе на Востоке.
Для успешной работы правительства необходимо, чтобы парламентские выборы выиграли силы, его поддерживающие. Как ни парадоксально, в начале избирательного марафона таковых в стране практически не было. Демократическая партия, возглавляемая спикером Дмитрием Дьяковым, стала в оппозицию к кабинету Брагиша. Правоцентристы и правые его никогда и не поддерживали. Коммунисты, имевшие в парламенте больше всего мандатов, заявили, что их задача - получить всю власть в стране, в том числе пост президента.
Шансы левых сил в досрочных парламентских выборах наблюдатели признавали наиболее предпочтительными. Тем более что их "союзником" выступала и сложная экономическая ситуация в стране.
Противостоять коммунистам на выборах могла бы лишь хорошо сплоченная центристская коалиция. Однако в создание таковой поначалу мало кто верил из-за амбициозности и стремления к личной власти лидеров почти всех партий, способных на такой союз.
Словом, ситуация на старте парламентских выборов, по сути, являющихся и президентскими (так как новый законодательный орган среди первых своих шагов обязан назвать главу государства), была весьма запутанной.
И вдруг в молдавском политическом "центре" возник новый альянс, вобравший в себя партии и движения, ранее в парламенте не представленные, сплотившиеся вокруг премьер-министра. Отражают они интересы широких слоев общества, заинтересованных в улучшении экономической ситуации и поддерживающих нынешнее правительство. Это Социалистическая партия, и молодые предприниматели среднего звена, и ветеранские, и молодежные организации.
Появление новой силы спутало все прогнозы. Часть наблюдателей полагает, что новый альянс способен если и не выиграть выборы, то получить такое количество депутатских мандатов, которое даст возможность активно влиять и на законодательный процесс, и на формирование исполнительной власти.
В предвыборном марафоне принимают участие семнадцать партий и блоков. И все же избирателям выбирать придется, пожалуй, между коммунистами и альянсом Брагиша. Не исключено, что шестипроцентный барьер преодолеют еще две-три партии. Как бы там ни было, дальнейшее развитие молодого государства будет зависеть от того, смогут ли вновь избранные депутаты отказаться от личных амбиций и синхронизировать свои усилия на благо страны.