УКОЛ ПРОТИВОРАКЕТНЫМ "ЗОНТИКОМ"

Во вторник прибывший в Москву генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон полтора часа убеждал

Во вторник прибывший в Москву генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон полтора часа убеждал в Кремле президента Владимира Путина в том, что ни обретающие все большую реальность намерения Соединенных Штатов развернуть на своей территории национальную систему противоракетной обороны, ни планы расширения НАТО на восток ничем не грозят нашей стране. И все равно не убедил.
Стороны основательно подготовились к переговорам. Зримых результатов оказалось два. Джордж Робертсон снова открыл, наконец, в нашей столице информационное бюро НАТО, закрытое Кремлем в 1999 году в отместку за агрессию Североатлантического альянса на Балканах. А из рук министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева высокий гость получил для ознакомления российскую концепцию создания нестратегической системы ПРО для Европы. В остальном же это был диалог сторон, ведущийся на разных языках без переводчика.
По мнению Робертсона, в очередной раз изложенному Москве, НАТО уже перестала быть тем, чем была в годы "холодной войны", ибо теперь для Европы нет угрозы с востока. Тогда в чем вообще логика нынешнего существования этой мощнейшей военно-политической организации? Против кого направлены ее усилия, если давно нет Варшавского договора, долгие годы служившего противовесом альянсу западных союзников? Поскольку все следовавшие до сих пор ответы на эти вопросы сильно отдавали политическим лукавством, Россия обоснованно подозревает, что в возможных противниках по-прежнему так или иначе видят ее. Тем более на фоне недавнего заявления в сенате США директора ЦРУ Джорджа Тенета, открыто причислившего Россию и Китай к потенциальным источникам угрозы Соединенным Штатам.
Неудивительно, что, по словам заместителя руководителя администрации президента РФ Сергея Приходько, Владимир Путин в очередной же раз заявил гостю о неприятии расширения блока в направлении наших границ.
Похоже, и в перспективах создания нестратегической европейской ПРО политики пока больше, чем реального дела. За океаном уже расценили предложение России о готовности принять непосредственное участие в создании такой системы на внеблоковой основе как косвенное признание, что ракетная угроза со стороны так называемых стран-"изгоев", отрицавшаяся нами раньше, все же имеет место.
Горячие головы в Вашингтоне попытался остудить самый последовательный в России критик НАТО - начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. По его мнению, как раз с оценки, существуют ли в природе такие угрозы вообще, и следует начинать работу. Только если выяснится, что они имеют место, то нестратегическую ПРО в Европе нужно строить на основе многонациональных мобильных подразделений - "мобильного спецназа нестратегической системы европейской ПРО", как выразился генерал. Технические средства и вооружения для этого "спецназа" готова поставлять и Россия.
Не похоже, чтобы на Западе всерьез рассматривали перспективу такого военно-технического сотрудничества с нашей страной. И менее масштабные попытки Москвы предложить свое оружие европейцам всегда встречали и продолжают встречать жесткий отпор в натовских столицах. Но нашей стране что-то делать надо. Хотя бы на уровне политических деклараций. Чтобы, если события в мире все же пойдут по худшему сценарию, хотя бы в мемуарах можно было написать: "Ведь мы предупреждали..."
Тем временем события и впрямь идут по логике сильнейшего. В тот же вторник, например, председатель совета министров Словении Янез Дрновшек заявил, что не позже 2003 года и его страна станет членом НАТО. А российские военные на днях выразили озабоченность интенсивным развертыванием на Шпицбергене американских станций слежения за космической обстановкой и перехвата информации с искусственных спутников Земли, а также заокеанскими планами развертывания на архипелаге в 2001 году мощных средств радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения, управления и связи. К европейской ПРО это не имеет ни малейшего отношения. Зато к американским новым планам "звездных войн", скорее всего, - самое прямое.