Ох уж это разоружение! Сколько оно принесло проблем за последние два года. Сколько раз уже становилось оно камнем преткновения, о который спотыкался мир в Северной Ирландии.
Ну что, казалось бы, проще? По заключенному в 1998 году в Страстную пятницу соглашению юнионисты, представляющие протестантское большинство Северной Ирландии и выступающие за сохранение этой провинции в составе Великобритании, заключили мир с представителями католического меньшинства, которые требовали присоединения к Ирландской республике. Было решено, что провинция получит от Лондона значительную автономию и будет управляться правительством, в которое войдут представители обеих общин.
Британское правительство обязывалось выпустить из тюрем всех террористов ИРА, а ИРА взамен должна была сдать оружие, накопленное за годы конфронтации.
Лондон свое обещание выполнил, а ИРА - нет. Кто только не уговаривал эту организацию - и международные посредники, и президент Клинтон. Наконец, само население Северной Ирландии, которое подавляющим большинством одобрило соглашение Страстной пятницы.
В начале декабря юнионистов уговорили войти в совместное правительство вместе с партией Шинн Фейн. Мол, сделайте шаг навстречу своим противникам, и тогда они последуют за вами. Согласившись на это, лидер юнионистов Дэвид Тримбл чуть было не лишился своего поста. В конце концов юнионисты пошли на создание правительства, но поставили условие: к февралю ИРА должна хотя бы начать сдачу оружия.
Новая власть Ольстера всем сразу понравилась. Население провинции после 30-летнего прямого правления Лондона с удовольствием стало подчиняться своим соотечественникам. На Новый год в Белфасте провозглашались тосты за мир, люди строили планы на будущее, а бизнесмены прикидывали, куда вкладывать деньги.
Но когда наступил февраль, выяснилось, что канадскому генералу Джону де Шастелейну, назначенному ООН ответственным за процесс разоружения в Ольстере, никто арсеналов не открыл, и тысячи автоматов и минометов, сотни тонн взрывчатки по-прежнему лежат на тайных складах террористов.
Юнионисты заявили, что не будут дальше оставаться в правительстве с Шинн Фейн, и британским властям пришлось приостановить действие новорожденного правительства и вновь ввести в Северной Ирландии прямое правление Лондона.
Правда, буквально в последнюю минуту ИРА выступила с заявлением, в котором обещала подумать о том, как именно осуществлять сдачу оружия. Но этот туманный намек на возможное послабление уже никого не удовлетворил. И в самой Северной Ирландии, и в Лондоне, да и в Дублине, который традиционно с большой симпатией относится к католической общине Ольстера, хотят конкретных действий.
Глава Шинн Фейн Джерри Адамс попробовал убедить британское руководство отменить решение о прямом правлении, но ничего не добившись, произнес те самые раздраженные слова, которые приводились выше.
И тут как гром среди ясного неба из Ольстера раздалось новое заявление ИРА: она объявила, что прекращает все контакты с комиссией, контролирующей процесс разоружения в Северной Ирландии, поскольку, дескать, правительство Британии и юнионисты не хотят заниматься вопросами разоружения на каких-либо иных условиях, кроме тех, что они сами поставили.
"Танцем смерти" назвала жест ИРА газета "Дейли телеграф". По ее мнению, этот шаг нельзя расценить иначе как плохо скрытую угрозу вновь перейти к кампании насилия. "Восстановите наши институты власти, а не то мы вновь забросаем бомбами Англию", - именно так, по мнению газеты, следует интерпретировать позицию ИРА. "Правительству, которое проявило слабость и шло на одну за другой уступки этим людям, теперь не остается ничего другого, как готовиться к новым взрывам", - обреченно пророчествует "Дейли телеграф".
Впрочем, сегодня в Великобритании мало кто верит, что ИРА снова возьмется за оружие. Скорее, как полагают эксперты, мир будет сохранен, но угроза войны будет постоянно нависать над Северной Ирландией.
Ничего не дала и экстренная встреча в Лондоне премьер-министра Великобритании Тони Блэра, его ирландского коллеги Берти Ахерна, главы Шинн Фейн Джерри Адамса и лидера юнионистов Дэвида Тримбла. Подготовленный Лондоном и Дублином "запасной" вариант выхода из кризиса потерпел провал. Он заключался в том, чтобы начать "новый тур анализа" соглашений по урегулированию. Однако Джерри Адамс отверг предложенный выход из тупика и заявил, что пока не будут восстановлены полномочия североирландского правительства и законодательной ассамблеи, никаких новых раундов переговоров не будет.
В результате Лондон и Дублин оказались сейчас без четкой программы действий, что рискует уничтожить последние остатки нового конституционного устройства Северной Ирландии и привести к усилению позиций тех кругов в Ольстере, которые сделали ставку на вооруженную борьбу.
В чем же дело? Почему упирается ИРА? Ведь, кажется, все ясно: в мирной демократической стране, где правит закон, нет места подпольным арсеналам. "Так-то оно так, - сказал мне социолог Дэвид Скарборо, давно изучающий ситуацию в Северной Ирландии. - Но существует немало причин, которые сдерживают логическое развитие мирного процесса. Взаимное недоверие двух общин имеет очень глубокие исторические корни. Насилие порождало насилие. Протестанты не менее виноваты в обострении обстановки и кровопролитии, чем католики. Оружие для членов ИРА - это не просто автоматы и взрывчатка, это - гарантия их безопасности. Республиканцы рассматривают сдачу оружия не как переход от войны к миру, а как капитуляцию перед врагом. Они боятся, что, потеряв оружие, станут легкой добычей юнионистов".
Есть информация, что председатель Шинн Фейн Джерри Адамс ездил во время нынешнего кризиса по далеким ирландским фермам и уговаривал своих бывших боевых друзей опорожнить тайники, набитые всевозможным оружием. А они ему отвечали: "Вот сегодня сдадим, а завтра заявятся сюда полицейские-юнионисты и перестреляют нас как кур".
- У меня нет сомнения, что мир в Ольстере восторжествует, - сказал Скарборо. - В первую очередь потому, что так хочет население. ИРА же постепенно уступит давлению и найдет способ примкнуть к мирному процессу. Но будет это не скоро. Старые раны долго болят.
В минувшие выходные в Дублине прошло закрытое заседание центрального совета Шинн Фейн. И хотя его участники не проронили пока ни слова о принятых там решениях, комментаторы полагают, что политическое крыло ИРА обсуждало поиски выхода из образовавшегося тупика. До чего они договорятся, сказать трудно, однако в воскресенье появилась новость, которую в Лондоне восприняли как обнадеживающую. В интервью ирландскому телевидению глава Шинн Фейн Джерри Адамс признал, что в срыве мирного процесса виноваты все его участники, в том числе и возглавляемая им партия. И вообще Адамс был настроен более миролюбиво.
P.S. Россия предлагает внести вопрос о ситуации в Северной Ирландии в повестку дня ближайшего заседания Постоянного совета ОБСЕ. Эта ключевая общеевропейская организация обладает достаточным авторитетом и полномочиями для ликвидации последствий одного из наиболее затянувшихся конфликтов в истории Европы. Россия делает упор на озабоченности гуманитарными аспектами ситуации в Северной Ирландии, положением мирных жителей провинции.
"Тлеющий" десятки лет конфликт в Северной Ирландии по всем признакам можно поставить в один ряд с абхазским, приднестровским, нагорно-карабахским конфликтами", - отмечает МИД РФ.