Анатолий Собчак - одна из самых ярких, знаковых фигур российской политики. Миллионам
Анатолий Собчак - одна из самых ярких, знаковых фигур российской политики. Миллионам телезрителей он запомнился в дни, когда страна замирала у экранов телевизора, наблюдая, как в зале съезда народных депутатов делалась история. В неизменном ярком клетчатом пиджаке, уверенно занимая трибуну, Собчак, казалось, знал ответы на все вопросы. В течение 6 лет он был мэром Санкт-Петербурга. Говорят, не слишком удачным. Во всяком случае, на перевыборах в 1996 году блестящему Анатолию Александровичу питерцы предпочли малоизвестного Владимира Яковлева. Достаточно холодно своего бывшего мэра встретили и летом 1999 года, когда он вернулся в северную столицу из Парижа.
Остается признать, что его звездными часами были времена депутатства, участие в Межрегиональной группе.
Несколько дней назад на презентации ежегодных наград журнала "Профиль" в московском "Мариот отеле" мне довелось пообщаться с Анатолием Александровичем. Собчак был оживлен, уверен в себе, прекрасно выглядел.
Нам удалось переговорить. Анатолий Александрович с увлечением говорил о своих планах, прежде всего связанных с наукой, рассказывал о желании издать новую книгу. Когда мы заговорили о политике, я был поражен деликатностью его высказываний по наиболее актуальным проблемам российской действительности, в том числе и по поводу своих политических оппонентов. Это был совсем другой Собчак. Безусловно, он не изменил своим принципам, но известную всем резкость, безапелляционность и профессорскую назидательность сменил на более ровный и спокойный тон.
Особо приятной для А. Собчака была тема выдвижения петербуржцев на ключевые позиции в России. Многих из своих земляков, занимающих сегодня крупные политические, финансовые и хозяйственные посты федерального уровня, А. Собчак хорошо знал. Некоторые из них обязаны ему своей карьерой.
Так что его опасения, которые он высказал в своей последней книге "Из Ленинграда в Петербург: путешествие во времени и пространстве", о том, что "петербургская нота все слабее звучит в музыке политической жизни России", не оправдываются. Мне показалось, что он сам был этим доволен.
... В воскресенье вечером российские телеканалы показали совершенно убитую горем Людмилу Нарусову и деревянный ящик, который выгружали из грузового отсека самолета, прибывшего в Санкт-Петербург. Анатолий Собчак вернулся в свой город, "знакомый до слез". Теперь уже навсегда.
Рафаэль Гусейнов.
ПОСЛЕДНЕЕ "ПРОСТИ!"
Скоропостижная смерть Анатолия Собчака стала печальной сенсацией минувшего воскресенья в Петербурге. Только об этом в основном в северной столице и говорят. После возвращения из Парижа летом прошлого года, куда он уехал в девяносто седьмом "подлечиться и дабы избежать преследований по вымышленным уголовным делам" (его собственные слова), Анатолий Александрович выглядел вполне здоровым, крепким, энергичным. Практически сразу включился в борьбу по выборам в Госдуму. Много ездил по стране. Нередко выступал с острыми, можно сказать, обличительными речами. В одном из последних своих интервью предупредил: если вдруг умру - значит, кто-то этому поспособствовал...
Похоже, он считал себя все еще сильной политической фигурой. Возможно, оптимизма ему придало недавнее назначение председателем консультативного совета Партии демократических преобразований, а также то, что стал доверенным лицом Владимира Путина по выборам в президенты России.
Супруга Собчака Людмила Нарусова считает, что в отдыхе ее муж не нуждался. Чувствовал себя хорошо, ни на что не жаловался, никаких предчувствий ни у него самого, ни у нее не было. Узнав ранним утром в воскресенье о его смерти, Нарусова по прибытии в Калининград потребовала дополнительной медицинской экспертизы - не поверила в то, что сердце Собчака не выдержало. Увы, и повторная, в ее присутствии, экспертиза подтвердила первоначальный диагноз: обширный инфаркт, четвертый за последние 5 лет... Дома Людмила Нарусова вместе с дочерью, 19-летней Ксенией Собчак, заперлась в дальней комнате, к телефону не подходила, наотрез отказавшись разговаривать с кем бы то ни было.
Между тем среди звонивших ей с соболезнованиями был и нынешний губернатор города Владимир ЯКОВЛЕВ. Еще днем, узнав о случившемся, он собрал своих помощников. Был создан штаб по организации похорон первого мэра Петербурга. "Я был потрясен, узнав о смерти Собчака, - сказал В.Яковлев. - К нему относятся у нас по-разному: кто-то любит и уважает, кто-то - нет. Но равнодушных к нему не было... Его имя навсегда войдет в историю города".
Несмотря "на разное" отношение к Собчаку при жизни, большинство петербуржцев сожалеет о смерти 62-летнего политика. Человеком он был открытым, что называется, компанейским. Журналисты уважали его за то, что не прятался от них, не бежал от острых вопросов. Все знали его домашний телефон, а многие в его квартире на Мойке, 31, не раз бывали, в том числе еще в те годы, когда он был мэром. Редкий случай в наше время!..
Очень огорчены всем случившимся и в клинике сердечно-сосудистой хирургии Военно-медицинской академии - там Собчак лечился в девяносто седьмом. В частной беседе с корреспондентом "Труда" начальник ВМА, министр здравоохранения России Юрий ШЕВЧЕНКО не скрыл, что очень скорбит, и высказался в том смысле, что, конечно, сказались тут и события с обвинениями и попыткой ареста, которые обрушились на Собчака, после того как он перестал быть мэром. "С его болезнью сердца требовались полный покой и душевное спокойствие", - подчеркнул Юрий Леонидович.
Похороны экс-мэра Петербурга, бывшего члена Верховного Совета СССР, профессора, доктора юридических наук, автора 15 книг Анатолия Собчака намечены на 24 февраля. Вчера (в понедельник) еще не было решено, где именно упокоится его тело. Не исключено, рядом с могилой его политического соратника Галиной Старовойтовой на кладбище Александро-Невской лавры, в самом центре Петербурга...
* * *
Экс-премьер РФ Сергей СТЕПАШИН выразил соболезнования в связи с кончиной Анатолия Собчака. "Это была яркая личность, безусловно, может быть, в чем-то неоднозначная, у него, может быть, было больше противников, оппонентов, чем друзей".
Сергей Степашин высказал мнение, что во многом благодаря усилиям Анатолия Собчака "Петербург остался, наверное, одним из немногих городов, которые наименее болезненно перенесли ситуацию, связанную с реформированием экономики". Он особо отметил, что "команда, которую собрал тогда Собчак, - Владимир Путин, Анатолий Чубайс, Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Козак - это те, кого мы сегодня называем российской элитой".
Безрукова Людмила, соб. корр. "Труда"