Основательница театра выиграла суд у столичного департамента
Случилось редкое. Почти небывалое. Мещанский районный суд Москвы удовлетворил иск народной артистки России, бывшего худрука театра «Модернъ» Светланы Враговой к столичному департаменту культуры о защите чести и достоинства. Об этом на днях с неприличным опозданием поведал портал этого самого департамента. Мол, все инкриминируемые Враговой обвинения в нарушениях финансовой и хозяйственной деятельности не соответствуют действительности. И точка — как знак препинания. Но не как знак окончания этой истории.
Теперь департамент культуры должен, как минимум, культурно принести Светлане Александровне извинения. А по справедливости — восстановить ее в должности, с которой она была уволена в связи с пресловутыми нарушениями, которых, как выяснил суд, не было. Но идут дни, недели, а департамент в лице его руководителя Александра Кибовского хранит гордое (или надменное?) молчание. Похоже, в департаменте просто решили тихо спустить на тормозах не выигрышную для них ситуацию.
Напомню для непосвященных, что Врагова была не просто худруком театра «Модернъ» — она его основала с нуля. Вернее, с руины, которую в перестроечные годы представляло из себя здание бывшей хлебной биржи в районе Спартаковской площади. С присущей ей энергией она взялась за ремонт развалюхи. А параллельно репетировала с выпускным курсом Щепкинского училища спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской, который стал событием тех бурных лет. Не только, кстати, в России, но и в Америке, куда молодой коллектив пригласили на гастроли. А саму Врагову попросили прочитать курс лекций о современном театре в крупнейших университетах США.
Потом были другие триумфальные спектакли — «Расплюевские веселые дни» по пьесе «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Катерина Ивановна» Леонида Андреева, «Счастливое событие» Славомира Мрожека, «Старый дом» Алексея Казанцева, «Петля» Рустама Ибрагимбекова... Почти все из них были обласканы театральными фестивалями и публикой, которая у театра была «своей», готовой добираться от неблизкого метро «Бауманская» до отреставрированного здания театра в стиле модерн.
Эта идиллия продолжалась до 2016 года, когда московские власти решили провести очередную театральную реформу. Тогдашний вице-мэр Леонид Печатников, врач по профессии, курирующий социальную сферу, затеял «оптимизацию» театральной деятельности по типу той, что ранее была им предпринята в медицине (о печальных результатах последней москвичи хорошо осведомлены). Врагова тогда высказалась против непродуманной реформы, способной навредить театру.
Проект реформы отправили на доработку, а Светлана Врагова не раз публично критиковала и Печатникова, впоследствии отправленного в отставку, и Кибовского, который, по ее словам, равнодушен к театру и к которому немыслимо было попасть на прием. «О массивной железной двери с кодовым электронным замком, запирающей его кабинет, — иронизировала Светлана Александровна на страницах «Литературной газеты», — ходят легенды».
Враговой ее «непослушания» не простили. Копали в театре долго, после десятой (!) проверки якобы нашли «криминал», после чего отстранили худрука от работы. Причем, не потрудились даже объясниться с народной артисткой РФ, а просто швырнули на стол трудовую книжку с записью об отстранении от должности. А на ее место вскоре назначили успешного клипмейкера и режиссера Юрия Грымова, который первым делом попытался вытравить фамилию Враговой из истории театра «Модернъ», о чем я в свое время писал («Труд» от 2 июня 2017 года).
Потом были суды. Не прошло и четырех лет, как истина восторжествовала. Имя Светланы Враговой вердиктом суда очищено от наветов. Но коллизия в итоге сложилась непростая: театром давно руководит другой худрук. Не берусь оценивать деятельность Юрия Грымова в этом качестве. Первый поставленный им спектакль «О дивный новый мир» надолго отбил у меня охоту посещать этот некогда любимый мною театр. Да и другие критики, насколько я знаю, не часто торят сюда дорогу.
Но это, в сущности, ничего не меняет. Если департамент культуры считает деятельность Грымова успешной, то ничто не мешает найти для него новую точку приложения сил — благо, «бесхозных» театров, которыми руководят директора, актеры и актрисы, в Москве хватает. А Светлане Враговой, ученице Юрия Завадского, дипломированному режиссеру, лауреату престижных премий, хорошо бы вернуть созданный ею театр.
Мне кажется, Александр Кибовский, увольнявший в свое время Светлану Врагову, мог бы в данном случае смирить свою гордыню. Власть вообще должна уметь извиняться, признавать свои ошибки. Тогда и доверия к ней будет больше.