А куда прикажете идти россиянам, теряющим заработки и перспективу?
Строительное лобби побеждает технический прогресс. Президент Владимир Путин поручил правительству и комиссии Госсовета заняться упрощением порядка найма иностранных рабочих на стройки — ввиду дефицита гастарбайтеров, спровоцированного карантином. Хотя еще в августе глава Минстроя Владимир Якушев заявлял, что «и федеральное министерство, и регионы должны ставить перед собой задачу и решать ее таким образом, чтобы все строительные объекты, которые будут возводиться на территории РФ, чтобы все это делалось, естественно, нашими специалистами, российского происхождения» (запомним это выражение).
По образованию Якушев правовед, а до министерской должности 18 лет занимался не «технологической», а «человеческой» работой: заместитель, а затем глава города Тюмени, губернатор Тюменской области (сменил Сергея Собянина). Причем, поработав в губернаторской должности первый срок, на вторых выборах набрал 87,3% голосов избирателей, а в рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества занял четвертое место из 85!
Но от министра требовалась другая эффективность: через полгода работы в правительстве и три месяца после объявления курса на отечественных строителей Якушева заменили более «интернациональным» Иреком Файзуллиным — многолетним соратником вице-премьера Марата Хуснуллина (в Татарстане Файзуллин был его первым замом, затем сменил шефа на должности главного строителя республики). А хлопотавший за него зампред федерального правительства на совещании в Ново-Огарево предупредил Владимира Путина, что «видит риск по вводу жилья из-за недостатка трудовых ресурсов, включая иностранную рабочую силу». Вице-премьера поддержал руководитель Татарстана Рустам Минниханов, также пожаловавшийся на дефицит рабочих на стройках.
Для президента это прозвучало как гром среди ясного неба — до того момента жилищное строительство считалось если не паровозом, то как минимум еще не рухнувшим нацпроектом. Правительству немедленно было поручено «рассмотреть вопрос» установления упрощенного порядка ввоза гастарбайтеров на стройки — из Узбекистана, Таджикистана и Украины в количестве не менее 190 тысяч человек (прогноз Минстроя на 1 декабря).
Процесс уже пошел: как сообщила пресс-служба Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, российские строительные компании «ПИК-Индустрия» и «ТехСтрой» приступили к организации завоза в Москву и Подмосковье 14 тысяч трудовых мигрантов «в рамках оргнабора». Отбор будет продолжаться до февраля по следующим специальностям: монтажник-сантехник, электросварщик, электромонтажник, каменщик, арматурщик, формовщик, стропальщик и отделочник. Но это лишь начало. Еще в сентябре президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление, предусматривающее в 2020-2021 годах довести число работающих в России сограждан до 100 тысяч, «улучшив уровень их профессиональной и языковой подготовки».
В Киргизии депутат парламента Акылбек Жапаров выступил на пленарном заседании с призывом решить вопрос с авиарейсами в Россию, чтобы отправлять туда больше рабочих. Депутат пожаловался, что во время пандемии в страну вернулись около 180 тысяч граждан, из которых 150 тысяч пополнили ряды безработных. «Если не можем решить вопрос с авиасообщением, то нужно эшелонами, на поездах отправлять наших граждан», — заявил парламентарий, предложив, чтобы затраты на билеты субсидировало правительство Киргизии. «Во время войны мы помогали эшелонами перевозить россиян в нашу страну, пришло время это возместить», — добавил Жапаров.
Учтем: в Федерации мигрантов России заявили, что по приезде гастарбайтеры хотят получать за свою работу на 6% больше, чем местные жители. Причем больше денег приезжие просят уже на начальных позициях грузчиков, курьеров и водителей. Причина особых запросов — «трудолюбие и выносливость приезжих из стран СНГ» (цитату приводит «Газета.Ru»). А опрошенные журналистами предприниматели и эксперты признают, что работодатели готовы брать рабочую силу из-за рубежа, поскольку ею «проще управлять».
Россиян по этому поводу не спросили. Хотя исследование портала по поиску работы SuperJob показало: против завоза в страну гастарбайтеров выступают 71% опрошенных, а поддержали идею только 10%. Но и протестов из официальных инстанций тоже не последовало. Лишь глава ФНПР Михаил Шмаков робко обмолвился, что политику привлечения к работе мигрантов надо пересматривать, «так как некоторые работодатели снижают издержки, привлекая к работе мигрантов, готовых работать за меньшие деньги».
Между тем в США коллективная иммиграция незаконна и невозможна в принципе, как и в странах Евросоюза, — только индивидуальная и по жестким правилам. Хотя Америка испытывает серьезный дефицит строительных рабочих — в июле Бюро статистики труда сообщало о 263 тысячах вакансий. В Австралии у СССР была попытка закупить огромную партию дешевой баранины «живьем» — с условием убоя и разделки животных на месте специально командированными работниками (так дешевле). Сделку запретил профсоюз, защищающий местный рынок труда.
Тем временем наш рынок труда рушится на глазах: в 2020 году в стране закрылись 4,5 млн компаний, на биржу встали дополнительные 2,5 млн безработных. «Пик ожидается в ближайшие 2-3 месяца: по разным оценкам, без работы останутся 8,5-10 млн человек», — прогнозирует гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. Но строительное лобби стоит на своем. «Россияне не идут на стройки, считая, что труд руками сегодня не престижный, — заявляет 34-летний замминистра строительства Никита Стасишин (образование — торгово-экономический институт, специализация — чиновник). — В некоторых случаях зарплаты из-за этого увеличились в пять раз!» И с возмущением добавляет: «Хотя зарплаты, которые предлагают застройщики, особенно в Москве, обычно выше зарплат офисных работников».
Теперь давайте подсчитаем. Средняя зарплата рабочего на стройке (в дождь, снег, мороз, ветер!) составляет 40 095 рублей — это 83% от среднероссийской зарплаты. В США квалифицированный персонал на обычной стройке получает 40 долларов в час — 6700 долларов до уплаты налогов, то есть 170% среднеамериканской зарплаты. Надо ли удивляться непрестижности профессии российского строителя и престижности американского?
А давайте поверим замминистра Никите Стасишину, что некоторым строителям из-за их дефицитности платят пятикратную зарплату, что составляет 200 475 рублей, или 2700 долларов, то есть всего лишь 41% от зарплаты среднеамериканского строителя. Хотя и в США, и в РФ они выполняют одну и ту же работу. Но, по данным аналитических служб, российских, американских и международных, производительность труда на американских стройках втрое (!) выше, чем на российских. И не потому, что наши каменщики кладут кирпичи медленнее или сварщики варят хуже. Просто труд наших строителей организован хуже, механовооруженность ниже. То есть это вина господина Стасишина и его коллег — организаторов строительного производства.
Кстати, если верить антикоррупционной декларации самого Никиты Стасишина, его месячная зарплата в 2019 году составляла 4504 доллара, то есть около 170% пятикратной (!) зарплаты российского строителя (если такие где-то встречаются).
Так зачем же валить с больной головы на здоровую и пугать российского президента перспективами остановки строительного процесса из-за дефицита на площадке приезжих узбеков, таджиков, киргизов и других трудовых мигрантов? Тем более, результаты ушедшего 2020 строительного года должны скорее радовать, чем печалить. Жилья построено 82 млн кв. метров, как и годом раньше, а в Москве его введено на 40% больше прошлогоднего. Больше квартир, чем ныне, столица получила лишь в 1965 году, когда в новых районах лепили хрущевки.
А еще нынешнее строительство оказалось выгоднее прошлогоднего: по данным Банка России, доля прибыльных строительных компаний осталась на прежнем уровне — около 75%, а рентабельность продаж выросла с 9,4 до 14,6%.
Правда, жилье изрядно подорожало, но зарплаты строителей здесь ни при чем — застройщики воспользовались удобным моментом и взвинтили цены. По данным ЦИАН, девелоперы Московского региона заработали на продаже новостроек в 2020 году на 16% больше, чем в прошлом году. И аналитический центр компании «ДОМ.РФ» заявил: жилье сегодня является одним из самых инвестиционно привлекательных вложений.
Так и хочется спросить лидеров строительного лобби: на что жалуетесь?
А в это время
Тем временем в стране продолжает расти бедность. По предварительным оценкам, за эту черту в ушедшем году перебрались еще около 2 млн человек — теперь совокупная численность россиян, которым не хватает на хлеб, больше 20 млн. Три четверти из них работают, но абсолютно мизерные зарплаты не позволяют вырваться из унизительной нищеты. Работающая бедность — это наше национальное изобретение. Хотя власть обещала совсем другое — 25 млн высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест в 2020 году. Срок прошел, а нищета и ныне здесь.
И вот у россиян появилась объективная возможность получить хотя бы небольшую «рыночную прибавку»: в условиях дефицита работников в некоторых отраслях работодатели вынуждены повышать зарплаты, в том числе в строительстве. Далее должен сработать «закон сообщающихся сосудов»: прибавка каменщику на стройке тянет за собой повышение зарплаты на соседнем заводе (чтобы не переманили!), далее шоферу на транспорте, а от него слесарю-электрику в коммуналке...
Именно эту «цепочку» хотят разорвать бизнесмены и чиновники высоких рангов, снова заливая страну потоками еще более голодных и бесправных гастарбайтеров. Но чем больше их сюда завезут, тем меньше заплатят каждому — мне, тебе, ему, им...
И учтем: примерно 18 млрд долларов, ежегодно отсылаемых домой трудовыми мигрантами из стран СНГ, могли заработать сами россияне.