Глава ФНПР Михаил Шмаков - о нарушении прав работников, падении доходов и забастовках
Наступивший 2017 год, по мнению главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, знаковый. Сто лет назад нашу страну потрясли две революции, в ходе которых рухнули несущие конструкции государства. Казалось, те уроки истории Россия давно усвоила и подобные потрясения не должны повториться. Однако многие из роковых обстоятельств, что век назад привели страну к неслыханным катаклизмам, актуальны и сегодня. Налицо нарастание в нашем обществе социальных противоречий, все очевидней расслоение на бедных и богатых, все острее воспринимается несправедливость...
Как снизить градус напряжения, какие меры следует принять для решения проблем в экономике, в сфере труда? Профсоюзы убеждены: нельзя допустить повторения событий столетней давности. Но для этого у государства и бизнеса должно быть ясное понимание того, что волнует людей труда, всех граждан страны. Стремление не только слышать, но и решать вопросы, постоянно поднимаемые профсоюзами, — и в первую очередь устранять причины социально-трудовых конфликтов. О том, что такие конфликты могут разрастаться, говорит и недавнее высказывание министра труда и социальной защиты Максима Топилина. Он признался, что приветствует жесткие законодательные ограничения, регулирующие правила проведения забастовок, — ведь иначе ему пришлось бы метаться по стране и постоянно тушить возникающие тут и там пожары в виде трудовых конфликтов. Но можно ли уберечься от обострения конфликтов на предприятиях и от народных волнений с помощью «бумажной загородки» из 61-й главы Трудового кодекса? Об острых проблемах, с которыми Россия вошла в 2017-й, размышляет председатель ФНПР.
Политика, проводимая финансово-экономическим блоком правительства РФ, направлена прежде всего на сдерживание роста заработной платы и доходов населения, на сокращение социальных обязательств государства и бизнеса. А это, в свою очередь, не способствует ни росту благосостояния граждан, ни экономическому росту. Очевидными результатами такой продолжающейся политики явились стагнация промышленного производства, сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения, сжатие объема инвестиций в основной капитал, падение оборота розничной торговли, увеличение количества бедных в стране.
Между тем основные направления бюджетной политики и прогноз социально-экономического развития страны на 2017-й и плановый период 2018 и 2019 годов свидетельствуют о намерении правительства сохранить прежний социально-экономический курс. Так, предполагается дальнейшая «оптимизация» расходов на социальную сферу, замораживаются бюджетные ассигнования на оплату труда работников бюджетной сферы, предусматривается отставание МРОТ на треть от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, прогнозируется снижение покупательной способности среднего размера пенсии. Вместо того чтобы принимать активные меры по стимулированию создания высокопроизводительных рабочих мест, повышению доступности кредитных ресурсов для предприятий, увеличению доходов бюджетов всех уровней путем легализации доходов бизнеса и пресечения оттока капитала, власть пытается решить финансовые проблемы прежде всего за счет экономии на зарплате работников и снижения гарантий в сфере труда.
Рост зарплаты трудящихся тормозится отставанием такого показателя, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Сегодня он составляет 7,5 тысячи рублей. Между тем МРОТ — это основа для выстраивания тарифных сеток на предприятиях. Чем она будет выше, тем больше смогут получать работники. Но, видимо, рост зарплаты невыгоден государству, поэтому МРОТ не растет. Правительство планирует установить в июле 2017-го МРОТ в размере 7800 рублей в месяц. Но это менее 73% от прожиточного минимума трудоспособного населения, который прогнозирует Минэкономразвития! То есть ставится жирный крест на достижении минимальным размером оплаты труда величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Стоит отметить, что сейчас соотношение МРОТ и ПМ составляет 73,6%.
На предприятиях, где действуют профсоюзные организации, ФНПР добивается повышения зарплаты, но номинальный рост зарплаты еще не означает реальный. Наше мнение: необходимо как можно скорее менять экономическую политику правительства РФ. Ибо реализация политики, направленной на снижение уровня социальных и экономических гарантий трудящихся, неизбежно ведет к росту социально-трудовых конфликтов.
Социально-трудовая обстановка в прошлом году была напряженная. Число конфликтов постоянно росло, они охватывали все больше регионов. Такие данные приводит научно-мониторинговый центр Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Тут надо разъяснить, что мы понимаем под социально-трудовыми конфликтами. Это крупные трудовые споры, которые не были разрешены на предприятии, вышли за его пределы, а спор между работниками и работодателем привлекает внимание правоохранительных органов и СМИ. Такие конфликты уже не являются «боями местного значения», поскольку негативно влияют на экономику, на социальную сферу и представляют угрозу общественно-политической стабильности в целых регионах. Это особенно ярко видно на предприятиях, расположенных в моногородах.
Самыми конфликтными регионами сегодня остаются Приморский край, Свердловская область и Забайкальский край. Прежде всего, из-за многочисленных акций протеста работников бюджетной сферы. Причина — задержки заработной платы или ее реальное снижение.
Наиболее проблемная отрасль — обрабатывающее производство. По сравнению с предыдущим периодом стало значительно больше конфликтов в строительстве, ЖКХ и сельском хозяйстве. Главными причинами противоречий являются невыплата заработной платы, сокращение и увольнение работников, снижение уровня оплаты труда, ликвидация предприятий. По сравнению с предыдущими годами увеличилась доля конфликтов из-за невыплаты заработной платы, ликвидации и банкротства предприятий.
Какие требования выдвигают работники, кроме устранения причин конфликта? Очень часто они требуют уволить руководство предприятия и расследовать его деятельность, привлечь к ответственности тех, кто довел организацию до состояния банкротства, а также ввести народный контроль над деятельностью предприятия и создать согласительные комиссии по урегулированию конфликта. Среди наиболее часто звучащих требований есть и усиление контроля государства за соблюдением трудового законодательства.
В прошедшем году почти все социально-трудовые конфликты перерастали в разные по остроте акции протеста. Увеличилось количество митингов, пикетов, коллективных обращений работников, отказов от выполнения своих обязанностей, угроз объявления забастовок.
На предприятиях официально зарегистрировано более 50 забастовок. К этой форме протеста людей подтолкнула полная невыплата заработной платы либо общее снижение уровня оплаты труда. Самыми массовыми стали забастовки работников ЗАО АМД в Мурманской области (300 участников), трудовых мигрантов компании «Ма-На Строй» Нижегородской области (250 человек), работников Орловского завода резиновых изделий (240 человек).
В реальности забастовок было гораздо больше. Ежегодно в России организуется 150-170 забастовок. При этом надо понимать, что провести легальную забастовку сегодня очень сложно. Российское законодательство в этом направлении очень жесткое. Теоретически бастовать разрешается, но на практике сделать это почти нереально. По первоначальной редакции закона о разрешении коллективных споров, чтобы организовать подобную акцию протеста по всем правилам, требовалось 48 дней. Мы добились сокращения этого срока до 10 дней. Но и это очень много. ФНПР и дальше будет добиваться сокращения периода согласования, а также максимального вывода из-под действия закона профессий, представители которых не могут бастовать. Это энергетики, транспортники и ряд других профессий.
Вместе с тем профсоюзы могут использовать и используют такой вид забастовки, как «итальянская» — то есть работать по правилам. При этом виде протеста трудовой коллектив выполняет все нормы труда. Если же рабочие места не соответствуют нормам и правилам, которые к ним предъявляются (а в стране это почти 90% рабочих мест), человек вправе прекратить работу.
Чем закончились социально-трудовые конфликты в прошедшем году? Большинство — полным или частичным удовлетворением требований, выдвинутых работниками. По сравнению с прошлым периодом почти втрое снизилась доля конфликтов, завершившихся отказом от удовлетворения требований трудящихся. Симптоматично, что добиться успеха удается на тех предприятиях, где профсоюзы начинают упорную борьбу за улучшение условий и оплаты труда.
Наиболее эффективно сегодня разрешаются конфликты, связанные с невыплатой заработной платы. Во всех из них требования работников были полностью или частично удовлетворены. В конфликтах из-за ухудшения экономической ситуации (остановка производства, ликвидация предприятий, снижение уровня труда) свои требования работникам отстоять гораздо сложнее.
Надо сказать, что практически все социально-трудовые конфликты, завершившиеся отказом или частичным удовлетворением, создают остаточный потенциал — питательную среду для возобновления конфликта или появления нового. Наиболее высокий остаточный потенциал — в отраслях производства машин и оборудования, производства пищевых продуктов, строительства, транспорта и добывающей промышленности. В результате с каждым годом ситуация в социально-трудовой сфере на таких предприятиях ухудшается и требует все больших усилий по спасению, выживанию, не говоря уже о развитии.
Конечно, работодателей и представителей власти пугают голодовки, число которых не снижается, забастовки, которые приносят экономике все больше человеко-дней простоя, и другие нарастающие протесты. Но глубоко задуматься о том, что происходит в сфере социально-трудовых отношений, у них пока, видимо, не хватает ни ума, ни воображения, ни желания.
К сожалению, снижения уровня напряженности в области социально-трудовых отношений в ближайшей перспективе не следует ожидать. Количество конфликтов с учетом динамики трудовых споров в предшествующие годы, а также неблагоприятного социально-экономического прогноза сохранится на уровне ушедшего года.
ФНПР находится в постоянных дискуссиях с правительством РФ по обозначенным вопросам. Тем более, что нынешний год проходит под знаком подготовки нового Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством. В ходе дискуссий на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мы часто приходим к принятию согласованных решений. Однако нередко правительство — и прежде всего его финансовый блок — не выполняет достигнутых договоренностей. И это плохо, ведь такое отношение к совместно выработанным выводам и решениям чревато негативными последствиями. Именно диалог социальных партнеров, как мы считаем, должен быть главным инструментом решения проблем в социально-трудовой сфере. Альтернативой переговорам, как известно, является социальная нестабильность и революционная ситуация.
В 2017 году в России отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, которые круто изменили вектор развития страны, оказали существенное влияние на развитие мировых процессов. Эти события стали возможными в первую очередь по причине крайнего ослабления государственности и слабого правительства, в результате действий либеральных думцев и алчности национальной буржуазии.
При всей условности исторических параллелей в сложных социально-экономических условиях и внешнеполитического давления, в которых сегодня находится наша страна, власть и бизнес должны помнить эти уроки прошлого. Нам всем не стоит забывать уроки 1917 года!