Интернет-магазинам дали пять минут на сборы

Вслед за ужесточением законодательства об электронных платежах власти решили «завинтить гайки» онлайн-торговле: слишком бурное развитие этого сегмента не понравилось ФНС 

Федеральная налоговая служба разослала региональным инспекциям письмо, подписанное заместителем руководителя ведомства Даниилом Егоровым. Этот документ носит название «О применении контрольно-кассовой техники» и вводит новый регламент работы с клиентскими заказами для интернет-магазинов.

Теперь, согласно распоряжению ФНС, если покупка оплачивалась банковской картой, то на ее оформление после подтверждения оплаты у компании будет всего пять минут. Во всяком случае, за это время сотрудники обязаны уложиться с распечаткой кассового чека. В противном случае онлайн-магазину придется платить штраф в 30–40 тысяч рублей.

Всем выйти из тени!

В российском законодательстве, – утверждает в письме налоговый чиновник, – существует «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники». В нем говорится, что каждый аппарат должен иметь часы, и их максимальная погрешность может составлять не больше пяти минут. Всякое расхождение времени покупки с данными, указанными на выбитом чеке, является нарушением.

Эксперты уже отметили, что новое распоряжение серьезно ужесточает нормы, по которым придется теперь работать интернет-магазинам. На вопрос журналистов «Известий», с чем это ужесточение может быть связано, аналитик экспертного центра Taxadmin.ru Максим Ратников предположил, что таким образом ФНС старается вывести из тени значительную часть предприятий онлайн-торговли. Не секрет, что многие интернет-магазины водят «серый» бизнес, непрозрачный для налоговых органов. Таких компаний, по прогнозам некоторых специалистов, на российском рынке онлайн-торговли – до 90%.

«При дистанционной торговле риски неуплаты налогов выше, чем риски, возникающие в реальном секторе экономики, – высказался по тому же поводу начальник контрольного управления ФНС России Максим Чаликов. – Не говоря о банальном «скручивании» кассы, недобросовестные интернет-продавцы зачастую вовсе не печатают кассовый чек или печатают его только в том случае, если покупатель того потребует. Между тем выдача чеков преследует не только фискальные интересы. Во многом чек является важнейшим элементом защиты прав потребителя».

Кому мешает выгода покупателей?

Некоторые из экспертов в ответ на такое заявление предложили взглянуть на ситуацию с другой стороны. Например, – отметил специалист Конфедерации общества потребителей Дмитрий Янин, – покупателям, наоборот, бывает выгоднее, если чек пробивается в день доставки: ведь это увеличивает срок гарантии товара.

Некоторые обозреватели отметили, что на прошлой неделе российские власти уже отличились инициативами по ужесточению законодательства об электронных платежах и дистанционных покупках. Так, Госдума внесла на рассмотрение антитеррористические поправки, согласно которым максимальная возможная сумма неперсонифицированного платежа будет сокращена с 40 тысяч рублей до одной тысячи, а онлайн-переводы из-за рубежа – запрещены.

А Федеральная таможенная служба потребовала, чтобы товары, приобретаемые в интернет-магазинах, оплачивались только банковскими картами. При декларировании посылок таможенники намерены требовать выписки банковских счетов, ссылки на интернет-магазин, сканы паспортов с регистрацией и фотоснимки купленных товаров. В случаях, если адрес проживания заказчика не совпадет с пропиской, или покупатель оплатил заказ с чужой карты – человек обязан будет писать объяснительную.

Так что, – отмечают обозреватели, – меры, вводимые налоговой инспекцией, вполне могут оказаться продолжением политики «закручивания гаек» по отношению к интернет-торговле, выгодность которой уже оценили миллионы россиян. Ведь большинство товаров в случае их «выписывания» через Интернет, даже если их везут из-за рубежа, стоят заметно дешевле, нежели при покупке в обычных «реальных» магазинах.

Сейчас в России насчитывается около 22 миллионов итернет-покупателей. 31% из них предпочитают расплачиваться банковскими картами. А общий объем розничной электронной торговли превышает 400 миллиардов рублей.