Ничего личного

Дмитрий Медведев отправляется в Давос вместе с Алексеем Кудриным. Интрига...

Завтра в швейцарском Давосе открывается Всемирный экономический форум, на который отправится премьер Дмитрий Медведев. В официальную российскую делегацию включен бывший вице-премьер Алексей Кудрин, год назад присутствовавший в качестве частного лица. Теперь, судя по правительственной информации, некогда уволенный лично Дмитрием Медведевым экс-чиновник «будет сопровождать премьера и участвовать в работе секций, представляя Россию и презентуя российскую экономику западному инвестору...».

Если это действительно так, то, похоже, участникам форума предстоит весьма нескучное знакомство с двумя разными презентациями одной и той же страны. Потому что дороги юриста Медведева и экономиста Кудрина разошлись по принципиальным причинам — полного несовпадения взглядов на политический и экономический курс, требуемый стране для эффективного развития. Как говорится, «ничего личного!».

Эти взгляды разделяют их и сегодня. К примеру, Дмитрий Медведев нынче категорически требует от правительства ускорения экономического роста: «Мы в 2014-2015 годах можем ускорить темпы роста и выйти на 4-4,5% ВВП в год!» А экс-вице-премьер упорствует: «Даже если мы начнем серьезные структурные реформы, все равно в ближайшие 5-7 лет превысить рост на 4% не удастся». С учетом того, что в нынешнем году ВВП России должен составить 66 трлн 515 млрд рублей, разница в прогнозах получается огромная — более 1,5 трлн рублей.

Завтра в рамках форума состоится ключевая для российской делегации сессия «Сценарий для России», и Давос может услышать немало интересного. Уже вывешенный анонс гласит: «Несмотря на десятилетие высокого роста, экономическая модель РФ находится сейчас в точке поворота. Каковы перспективы экономического развития России на фоне глобальных вызовов?». Действительно, каковы?

Понятно, что в выступлениях чиновников будут звучать похвалы экономической политике, благодаря которой страна имеет рекордно низкий внешний государственный долг (хотя благодарить нужно цены на нефть и газ). Появились и «макроэкономические» сдвиги: начало действовать бюджетное правило, привязывающее госрасходы к ценам на нефть, Центробанк вводит плавающий валютный курс, который позволит лучше регулировать ситуацию с ликвидностью.

Но для эффективного развития экономики, повышения жизненного уровня населения этого мало. Иностранные коллеги наверняка будут интересоваться, каковы перспективы перекрытия каналов утечки капитала. Намерена ли Россия заниматься диверсификацией национальной экономики — с учетом, что США быстро наращивают добычу «сланцевых» углеводородов и грозят через 10-15 лет залить мир дешевыми нефтью и газом?

Увы, ответить на этот вопрос нам пока нечем. Как и на еще один, самый больной: почему даже чиновники уже вслух называют колоссальные цифры эмиграции из страны наиболее креативного и перспективного населения — до 2 млн человек?

«Обсуждение сценариев развития России в Давосе будет проходить в очень плоском контексте, — прогнозирует авторитетный эксперт, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Демократия или авторитаризм, либеральная экономическая политика или нелиберальная...».

Впрочем, наверняка будут затронуты и более прагматические темы: будет ли Россия выполнять все требования, необходимые для страны — участницы ВТО? Будут ли снижаться административные барьеры, заработают ли правовые механизмы защиты предпринимателей и гарантии сохранения собственности?

Это важно для иностранцев, но еще важнее для самой России. Сегодня инвестиции приходят к нам преимущественно на короткий срок, а экономике нужны долгосрочные партнеры и длинные деньги. Разговоров на эту тему много, но бизнес и граждане ждут конкретных шагов.

Вместо этого с Краснопресненской набережной спускаются другие многочисленные поручения премьера, типа: разработать комплекс мер по сокращению стоимости подключения домохозяйств к интернету (хотя эта, к счастью, негосударственная сфера и без правительственных забот развивается опережающими темпами): Или: высшим должностным лицам субъектов Федерации: обеспечить мониторинг соблюдения уровня коммунальных тарифов «в разрезе муниципальных образований» — вместо того чтобы предоставить муниципалитетам собственные источники доходов, а жители сами спросят с местных чиновников по полной программе.

Такой способ руководства — «от Давоса до навоза» — не дает ни теоретического, ни практического эффекта. Хотя занимает уйму времени и даже создает иллюзию предметного управления. Но только до поры...