СМИ комментируют письмо вице-премьера Аркадия Дворковича Владимиру Путину о сделке по приобретению «Роснефтью» 100% компании ТНК-ВР
«Объединение активов с ТНК-ВР позволит «Роснефти» выйти на лидирующие позиции в мировом топливно-энергетическом секторе, создаст дополнительные выгоды для акционеров компании, значительно увеличит ее прибыль и денежный поток», – написал вице-премьер.
Здесь любопытны два обстоятельства. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, глава государства не запрашивал в правительстве отчет по покупке «Роснефтью» компании ТНК-ВР. То есть письмо Дворковича написано в «инициативном порядке». И второе: до недавних пор именно Аркадий Дворкович противился этой покупке, всячески тормозил принятие правительственной директивы по ее одобрению и обещал, что даже после завершения сделки «продолжит мониторинг ситуации на рынке, и в случае проявления монопольного поведения «Роснефти» будут приниматься необходимые меры».
Что же случилось теперь? Аналитики «Труда» отмечают, что прозрение высокого чиновника случилось после выездного совещания в Новом Уренгое, где обсуждались проблемы разработки континентального шельфа. Накануне в заранее подготовленном пресс-релизе подчеркивалось, что «в области геологического изучения и освоения континентального шельфа Россия в настоящее время отстает от других нефтедобывающих государств» – из-за «дискриминационных порядков» допуска частных и иностранных компаний. То есть готовилась атака на закон, по которому право на разработку шельфа имеют только компании с долей государственного участия более 50% и опытом работы на шельфе не менее пяти лет, дабы оградить природные ресурсы от возможного хищнического растранжиривания.
Однако неожиданно линия на превалирование госкомпаний получила на совещании полное одобрение. Допуск к шельфу частных компаний признан целесообразным лишь на участках, от которых откажутся государственные «Газпром» и «Роснефть».
А иностранцам, как и прежде, позволят работать лишь на условиях субподряда.
Этот поворот, как и письмо вице-премьера, свидетельствует: в исполнительной власти по отношению к управлению ТЭК начинают побеждать здравый смысл и забота о государственных интересах.
Что можно только приветствовать. Как говорится в таких случаях, лучше запоздалое прозрение, чем никакого.