МАКСИМ ЛЕОНИДОВ: НЕ ВСЕ ТАЙНЫ НАДО РАСКРЫВАТЬ

До сих пор имя Максима Леонидова у многих слушателей будит ностальгические воспоминания о бит-квартете "Секрет", где в 80-е они с Николаем Фоменко были лидерами. Год назад Леонидов предпринял попытку реанимировать ансамбль, и небезуспешную: музыканты отыграли на аншлагах концерты в Москве, Петербурге и Киеве... Но затем вновь вернулись к своим сегодняшним делам.

- Макс, на афишах вашей нынешней группы "Hippoband" вы красуетесь в голубой рубахе с раскинутыми руками, будто кого-то хотите заключить в объятия...
- Хочется иногда обнять весь мир! К тому же я один из немногих артистов, кто может без опаски надевать голубую рубаху, не рискуя быть заподозренным в принадлежности к известному меньшинству...
- У вас только что вышел альбом "146 минут в "России", из названия которого ясно, что это запись вашего вечера в Центральном концертном зале. Вы ведь раньше подобных "живых" альбомов не записывали.
- Да, мы прежде не заморачивались на том, чтобы "остановить мгновение". А тут решили попробовать. Этот концерт снимал и телеканал "Россия".
- Что-то его не видно в эфире...
- Он лег на полку, и пока никакими силами его оттуда не вынуть. Телебоссы - это особые люди, до них ни дозвониться, ни достучаться. А если все-таки удается выйти на контакт, говорят как ни в чем не бывало: "Все в порядке! Ждите! Скоро покажем!" Вот еще почему я решил выпустить альбом - пусть хотя бы качественная фонограмма до людей дойдет. Тем более что в качестве гостей на ней записаны Андрей Макаревич, Николай Фоменко, Евгений Маргулис...
- Откуда такое странное словечко - "Hippoband"?
- Для предыдущего альбома я написал песню "Hippopotam", а наш клавишник Вова, набирая это слово на компьютере, случайно задел лишнюю букву, и получилось "Hippopotazm". Нам это словечко приглянулось, так стал называться и весь альбом. А поскольку у группы еще не было имени, то я и решил: пусть будет "Hippoband"! Мы сделали симпатичный логотип с улыбающимся гиппопотамом.
- Не так давно по каналу "Россия" была показана многосерийная лента "Демон полдня", где вы сыграли главную роль. Это ведь ваш первый опыт соприкосновения с жанром телесериала?
- Да, и, как ни странно, неплохое кино, по-моему, получилось! "Демон" стоит немножко особняком от бесконечных детективных стрелялок-догонялок.
- Многие хорошие артисты плюются, едва заслышав слово "телесериал"...
- Плюются, но снимаются! По мне, это такая же актерская работа, как и любая другая. Я так скажу: сериал сериалу рознь. Есть же замечательный, остроумный, с хорошими артистами американский сериал "Друзья", я люблю смотреть и "Секретные материалы". Но есть и дерьмовый ширпотреб, который смотреть просто вредно... Впрочем, "Демон полдня" - это скорее телевизионный фильм: всего четыре серии. Сценарий написал Алексей Козлов, он же и ставил как режиссер...
- В прессе сообщалось, что готовится следующий фильм Козлова с Леонидовым в главной роли - "Одна тень на двоих". Некоторые журналисты даже утверждают, что у вас роман с Татьяной Устиновой - автором одноименной книги, по которой делается лента...
- Моя мама подсунула мне книжку: "Почитай детектив - из него можно сделать хороший телефильм! И роль прямо для тебя!" Я прочел и согласился: мне понравилось, что главный герой не мент и не бандит, а человек творческой профессии, архитектор, который попадает в необычные обстоятельства и должен действовать нестандартно. Я рассказал о новой идее Леше Козлову. Он поговорил с Устиновой, и та заявила: обеими руками "за"! Потом Татьяна и мне призналась: "Ой, Леонидов, я давно твоя поклонница, мне очень нравятся твои песни!" Для меня это было приятным сюрпризом. Пригласил Таню на свой день рождения... Ну и, недолго думая, журналисты нас поженили! Хотя мы в разных городах живем.
- В этом году вы впервые засветились в театральной антрепризе, сыграв в спектакле "Двое других" по Аверченко вместе с Алексеем Кортневым и Андреем Ургантом. Каково было выйти на сцену после почти двадцатилетнего перерыва (когда-то Леонидов играл в знаменитом БДТ. - М.С.)?
- Я вернулся в профессию с большим удовольствием. Не чувствовал себя выпавшим из обоймы. Видимо, актерская наука, вбитая крепкой дланью моих педагогов Кацмана и Додина, очень прочна.
- Не так давно вы переехали из центра Петербурга в пригородный поселок Парголово, стали деревенским жителем...
- У меня одноэтажный дом, новый, уютный, но не слишком большой. Там действительно самая обычная деревня, хотя ближайшие соседи - люди состоятельные, и дома у них современные (ненавижу слово "элитные", от него за версту разит пафосной рекламой).
- И, став домовладельцем, вы женились?
- Официально этого еще не произошло, тем не менее у меня есть женщина, с которой мы, как это называется на юридическом языке, ведем совместное хозяйство. Но вообще-то правильнее это называть любовью.
- Не та ли это "девушка-каравелла", вслед которой вы обернулись в шлягере 10-летней давности?
- Еще одна легенда, вроде романа с Устиновой... Саша, слава Богу, вполне реальная, а не "бегущая по волнам" женщина. И она 11 октября родила мне дочку Машу.
- Можно ли сказать, что после двух первых неудачных браков вы наконец нашли свой идеал в молодой актрисе Александре Камчатовой?
- Она действительно очень светлый человек. Когда-то же мне должно было повезти...
- Не хотите написать автобиографическую книжку, вроде "Сам овца" Андрея Макаревича?
- Ну, Андрей приводит нюансы событий не всегда точно. Как очевидец некоторых описанных им эпизодов, я эти неточности заметил. Тем не менее его литературному дару вправду можно позавидовать. В отличие от меня, актера, он человек умственной дисциплины. А для того чтобы написать даже маленький рассказ, сначала нужно выстроить схему, иначе сумбур неизбежен. На самом деле я подумываю о том, чтобы написать книгу.
- О чем?
- Никто же не знает, чем был "Секрет" на самом деле, как он возникал, креп, распадался...
- От кого у вас, Максим, меньше всего тайн?
- От мамы. Потому что она любит меня беззаветно, без всяких задних мыслей.
- Она ведь уезжала с вами в Израиль в конце 80-х годов (Леонид несколько лет провел в этой стране, однако вернулся в Россию. - М.С.)...
- Теперь живет в Петербурге, ухаживает за своей мамой, моей бабушкой. Та совсем старенькая.
- Кому еще открываете душу?
- У меня очень ограниченный круг друзей. В их числе Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков...
- Если не секрет, как вам удается дружить сразу с двумя самыми знаменитыми рок-н-ролльщиками?
- Что же тут секретного? Боря и Андрей между собой дружат. Вот если б они были врагами!..
- Но про вас не скажешь, что вы дружите втроем. У Леонидова то и дело возникают совместные проекты с БГ и Макаром, но трио - никогда.
- Пока это так, но все может статься... Вообще-то дружба заключается не в проектах, а в общих духовных ценностях. В том, что людям друг с другом интересно, хотя они и такие разные. А может быть, благодаря тому, что разные. Каждый из нас ищет свой путь, и не только в музыке. Андрей ныряет в пучину морскую, Боря ездит за тридевять земель в Индию...
- А вы куда ныряете?
- У меня нет отдельного увлечения. Хотя я несколько раз ездил с Борисом в Индию и могу понять его любовь к этой стране. А вот с аквалангом не нырял - не чувствую такой потребности. На меня благотворное влияние оказывают обычные прогулки, баня - все, что расслабляет и приближает к естеству.
- Макс, говорят, идея выпустить диск с дуэтом Леонидова и Макаревича "Тонкий шрам на любимой попе" из песен не слишком известного московского автора Марка Фрейдкина принадлежит вам...
- Нет, автора откопал Андрей. Мы с ним вместе слушали эти песни и сокрушались, что мало кто их знает. Марк совсем не человек шоу-бизнеса. И действительно я сказал, что неплохо было бы нам с Андреем такой альбом записать. Андрей в отличие от меня человек деятельный, по его инициативе быстро были сделаны аранжировки, диск записан и выпущен, презентация состоялась...
- Откуда все-таки это название?
- Никаких тайн. Марк Фрейдкин рассказывал, что его любимая однажды порезалась в ванной об острый угол кафеля...
- Как прозаично!
- Видите, не всякий секрет надо раскрывать, но вы же напросились... Вообще-то мы считали, что публика идет на наши концерты не столько из-за интригующего названия, сколько из-за песен, которые она любит.