ЦЕПКИЕ ЛЮДИ У КРАНИКА

Стоимость бензина в прошлом году возросла почти на треть. Это отразилось на цене всех товаров и услуг. Уже повышены цены на электроэнергию, проезд в общественном транспорте. В конце прошлого года руководство нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" доложило президенту Путину о готовности снизить на 5 процентов оптовую цену на нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов. Но этот шаг не привел к удешевлению горючего на АЗС. Почему? На некоторые вопросы, связанные с этим, мы попросили ответить Михаила ОДИНЦОВА - председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.

- Михаил Викторович, если нефтяники снижают цену на нефть, то почему не дешевеет бензин? Кто этому мешает: бизнесмены, госчиновники? Или владельцы нефтяных компаний что-то недоговаривают?
- А вы посмотрите на розничную цену бензина на АЗС, которые принадлежат тому же "ЛУКОЙЛу". Намного она снизилась? Нет. А в далеких регионах, где редко появляются высшие правительственные чиновники, может, и подросла. Ровно настолько, на сколько нефть подешевела.
- Что же получается: нефтяные магнаты обманывают и народ, и президента?
- Дело не в обмане. Сегодня государство не имеет законного права контролировать добычу нефти, ее переработку и продажу нефтепродуктов. Почему так произошло - мы знаем. В период приватизации, когда государственная собственность только переходила в частные руки, было решено, что некоторые отрасли (транспорт, связь, электроэнергетику, газодобычу) отдавать нельзя. А нефтянку - можно. И всю (кроме трубопроводной системы) отдали частникам. В такой ситуации вполне возможно картельное соглашение, когда несколько владельцев нефтяных компаний договариваются между собой о повышении цен на бензин и другие нефтепродукты...
Правительство может поднять зарплату бюджетникам, а цены на бензин диктует рынок. Любое силовое вмешательство чиновников тут же будет опротестовано в суде.
- А если цены на бензин подскочат выше мировых?
- Выше мировых они не поднимутся. А если такое вдруг случится, то к нам хлынет более дешевое топливо из-за рубежа, и тогда наши нефтяники тут же снизят цену до рыночной. А вот пока будет расти цена нефти на мировых рынках, владельцы отечественной нефтянки смогут беспрепятственно поднимать цены на топливо. Азбука...
По мнению специалистов, экономика развитых европейских стран выдержит рост цен на нефть до 120 долларов за баррель (тогда бензин у нас будет стоить около 50 рублей за литр). В ближайшие годы не ожидается падения цен на нефть за рубежом, значит, и у нас она будет расти. Поэтому решение одного нефтяного монополиста или бензиновых королей снизить цену горючего на 5 или 10 процентов - лукавство.
Конечно, в дело могла бы вмешаться Федеральная антимонопольная служба. Только она сегодня может доказать монополизм нефтяников и наложить на них штрафные санкции. Но, сами подумайте, что это за наказание - 5 тысяч долларов штрафа - для владеющего миллиардами? А по нынешнему антимонопольному законодательству строже наказать нельзя. Сейчас, правда, разработан законопроект, где этот штраф увеличен до 500 тысяч МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Но вряд ли он скоро будет принят. А без жестких и четких законов антимонопольные органы не смогут серьезно воздействовать на нефтяных магнатов. Наша комиссия подготовила законопроект "О локальных естественных монополиях". Он позволит региональной власти контролировать деятельность монополий на местах, самостоятельно регулировать тарифы на пригородные железнодорожные перевозки, теплоснабжение населения, водоснабжение и водоотведение... Но и этот законопроект два года пылится в архиве нашей комиссии. Правительство не спешит с положительным заключением.
Кстати, у правительства есть возможность воздействовать на нефтяных монополистов. Например, ввести высокую рентную плату за использование недр, которые являются общенародной собственностью. Нефтяники поднимут в 2 раза цены на бензин, а мы им во столько же увеличим ренту. А вырученные деньги можно пустить на медицину, образование, развитие науки и спорта.