- Нынешний переломный период отечественной истории обещает быть долгим и очень сложным, -
- Нынешний переломный период отечественной истории обещает быть долгим и очень сложным, - говорит директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доктор философских наук, профессор Юрий ЛЕВАДА.
- Еще десять с небольшим лет назад экономическая реформа, приватизация представлялись в массовом сознании чудодейственным средством быстрого омоложения общества - чуть ли не по рецептам "Конька-Горбунка". Раз - и мы все живем богато и счастливо. Мифологичность нашего массового сознания идет из глубины веков. Но чудеса бывают только в сказках. Задача социологов - выявление реальных социальных тенденций и социальных мифов, беспристрастный анализ настроений в обществе. При этом главное - осмысление причин, обусловливающих те или иные изменения взглядов, суждений. Девиз социологов: "От мнений - к пониманию" ...
- Юрий Александрович, прежде всего что говорят граждане о своем материальном положении? Скажем, в прошлом году жизнь, по их мнению, улучшилась или не очень?
- Судя по нашим исследованиям, масштабы бедности за минувший год принципиально не изменились. Как и в 2001-м, каждый пятый опрошенный заявил в ноябре 2002-го, что "семья едва сводит концы с концами". Еще у 40 процентов граждан "на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения". Такие примерно ответы мы получили и в позапрошлом году.
К следующей группе ("денег хватает на продукты и одежду, но трудно покупать вещи длительного пользования - телевизор, холодильник, диван") отнесла себя треть респондентов. И лишь 7 процентов опрошенных могли позволить себе покупку многого из предметов не первой необходимости. Не по средствам им были лишь такие дорогие приобретения, как квартиры, дачи, престижные иномарки...
Наконец, самых богатых, покупающих недвижимость и "мерседесы", оказалось менее процента. (Надо, однако, заметить, что в нашей выборке слой наиболее состоятельных граждан представлен недостаточно, ибо владельцы дорогих особняков не жаждут общения с интервьюерами; так что богатых в стране, по данным других исследовательских центров, возможно, около 5 процентов).
Некоторые подвижки в минувшем году, конечно, были, особенно в первых двух кварталах 2002-го, но во втором полугодии по мере замедления роста экономики тускнела и ситуация в социальной сфере. Используя результаты опросов, наши сотрудники производят собственные расчеты доли малоимущего населения. Методика простая: граждане сами называют душевой доход, ниже которого, по их мнению, семью следует считать бедной. А мы определяем среднее значение этого порога малообеспеченности. Зная фактические текущие денежные доходы опрошенных, нетрудно рассчитать, сколько на самом деле граждан находилось в данный период за порогом бедности. Так вот, этот показатель и в 2001-м, и в третьем квартале 2002-го был одинаковым - порядка 40 процентов. Иными словами, примерно треть населения и в прошлом, и в позапрошлом году не могла выбраться из откровенной бедности.
Между прочим, такой же уровень бедности в третьем квартале 2002-го (54 миллиона россиян) называют и специалисты Всероссийского центра уровня жизни, производившие расчеты по своей методике. Таким образом, ситуация в социальной сфере, будучи, что называется, запущенной за предыдущие годы, остается, я бы сказал, чрезвычайно острой. Вдумайтесь: на 12-м году реформ более трети населения огромной страны - все еще за бортом нормальной, неунизительной жизни.
- Однако высокопоставленные наши чиновники утверждают, что уровень жизни у нас не быстро, но "верно" повышается. Кстати, одно из исследований ВЦИОМ тоже вроде бы свидетельствует об этом. В 2001-м 40 процентов опрошенных оценили материальное положение семьи как "плохое и очень плохое", а в 2002-м - 35 процентов. Ваш комментарий?
- Что касается высказываний чиновников, то вступать с ними в полемику я не стану. Они, видимо, пользуются другими данными, хотя и наши материалы открыты для всех, в том числе и для правительственных структур. Теперь о некотором уменьшении количества пессимистических ответов. Здесь сыграл, думаю, свою роль "феномен привыкания". Знаете, когда в течение долгого времени семья бедствует, то в какой-то мере происходит адаптация, люди начинают более интенсивно работать на огороде, приспосабливаются... Чтобы понять реальную ситуацию, мы анализируем ответы и на многие другие вопросы, касающиеся уровня жизни. Сравниваем результаты. Отсюда, повторюсь, вывод: серьезных позитивных сдвигов пока еще не просматривается. Это подтверждает и наша таблица:
Как видим, в 2002-м несколько увеличилось число россиян, считающих, что прожитый год оказался труднее предшествующего. Больше граждан заявляют о растущем чувстве тревоги, опасениях за будущее. В частности, резко, в полтора раза, выросли опасения по поводу массовых увольнений на предприятиях. Каждый третий опрошенный из тех, кто имеет работу, боится ее потерять. Приходится констатировать, что не уменьшается в обществе и уровень агрессивности. Об этом говорил каждый шестой респондент.
Серьезно беспокоят граждан продолжающееся ухудшение медицинского обслуживания (об этом заявила половина опрошенных), незащищенность в смысле личной безопасности, состояние окружающей среды. Возможно, в правительстве, во властных структурах не ощущают всего этого, но мы, социологи, видим такие тенденции достаточно, полагаю, отчетливо.
- А если сравнивать с 1998 годом?
- Это другое дело. В последующие после августовского обвала годы позитивные перемены происходили динамично, материальное положение семей быстро улучшалось. Скажем, в 1998-м более половины опрошенных говорили: "Терпеть наше бедственное положение уже невозможно". А в 2001-м и 2002-м таких ответов было соответственно 20 и 21 процент, то есть в два с половиной раза меньше. Четыре года назад две трети россиян заявили, что их "совершенно и по большей части не устраивает жизнь, которую они ведут". Сейчас такого мнения придерживаются 34 процента опрошенных. В целом по реальным денежным доходам мы наконец вышли на уровень докризисного 1997-го, и это хорошо. Но, повторюсь, в 2002-м наметилась пробуксовка в социальной сфере. По-прежнему одной из главных характеристик настроения людей является "усталое безразличие" - об этом заявил каждый третий опрошенный.
Мы входим в рынок, но через его "темную" часть. И когда будет светлее, никто не знает. Новой экономики пока, увы, нет. Работать за годы советской власти люди разучились, а снова научиться - не получается. Малый бизнес у нас все еще в загоне, и попробовать себя в этой сфере отваживаются лишь отчаянные смельчаки. Отвечая на вопросы наших интервьюеров, граждане подчеркивали, что возможностей заработать в 2002-м стало меньше. Не приживается и фермерство, условия для ведения своего хозяйства у нас неблагоприятные. Словом, хотя материальное положение граждан несколько улучшилось, но тревог стало больше. Ощущение внутренней неуверенности, растерянности продолжает оставаться превалирующим у многих россиян.
- Изменяются ли под влиянием новых экономических реалий патерналистские настроения? По-прежнему ли граждане ощущают себя "винтиками" и возлагают надежды прежде всего на государство или приходит понимание, что личный успех каждого зависит в первую очередь от него самого?
- Вот результаты социологических исследований. На вопрос "От чего в большей степени зависит благополучие человека - от него самого или от того, насколько справедливо устроено общество?" - в 1995-м только 23 процента россиян ответили: "От самого человека" (две трети опрошенных выбрали второй вариант ответа). В 2000-м уже 37 процентов граждан заявили о необходимости быть инициативным, работящим, целеустремленным, словом, надеяться на себя, а не на "доброго дядю". В 2002-м мнения уже разделились почти поровну. 48 процентов опрошенных заявили, что благополучие в большей степени зависит от самого человека, а 49 процентов - от государства, справедливости общества. Таким образом, за семь лет численность ориентирующихся на собственные силы формально выросла вдвое. Но это все-таки, скорее, пожелание людей, разочарованных в государственной помощи. На деле сдвиги в массовом сознании идут медленно. Большая часть населения по-прежнему тяготеет к традиционному для россиян патернализму.
Вообще для изменения ментальности требуются десятилетия, смена не одного поколения. И сегодня до половины россиян считает, что "было бы лучше, если б все в стране оставалось так, как было до 1985 года". Причем число сторонников "советского социализма" даже несколько выросло по сравнению с 1992-м. Впрочем, тоска по прошлому далеко не всегда означает стремление туда вернуться. Люди живут сегодняшними интересами и надеждами, строят планы на будущее. Как показывают исследования, примерно 70 процентов граждан либо уже приспособились к переменам, либо надеются достичь этого в ближайшее время. Лишь около четверти считают, что не смогут адаптироваться к новой жизни.
- Как сегодня относится население к проводимым реформам?
- Сторонников больше, чем противников. 39 процентов россиян выступают за продолжение рыночных реформ и только 24 - против. Правда, все еще велико число затруднившихся ответить - более трети опрошенных. Они могут примкнуть и к первой группе (если будут реальные успехи в экономическом, социальном развитии), и ко второй - в случае дальнейших пробуксовок реформ или же отката назад.
- Вы сказали, что одна из главных характеристик современного российского общества - "усталое безразличие". Но по отношению к президенту никакой индифферентности нет, граждане активно поддерживают главу государства. Около 40 процентов опрошенных говорят о своей симпатии и восхищении им. Еще 37 процентов россиян заявили, что "не могут сказать о Путине ничего плохого". Как объясняют социологи неколебимо высокий рейтинг президента страны?
- Давайте сначала посмотрим, как на этот вопрос отвечают сами россияне:
Как видим, более 40 процентов опрошенных объясняют высокое доверие к президенту прежде всего надеждой на то, что он сможет справиться с проблемами страны. Кроме того, каждый пятый сослался на успехи главы государства, а каждый третий сказал, что "больше не на кого надеяться". Однако когда речь идет о конкретных сферах деятельности, то в общественном мнении неизменно высоко оценивается только укрепление международных позиций России. А что касается подъема экономики, роста благосостояния граждан, наведения порядка в стране, урегулирования ситуации в Чечне, то положительных оценок, как правило, меньше, чем отрицательных. То есть Путин по-прежнему остается "президентом надежды".
На вопрос "Что вас привлекает во Владимире Путине?" 41 процент граждан дали такой ответ: "Это энергичный, решительный, волевой человек". На втором месте - "Он может навести порядок в стране". А теперь о том, что больше всего не нравится россиянам. Среди ответов на первом месте (29 процентов) такой: "Путин связан с Ельциным и его окружением"...
- Но это, насколько известно из неофициальных, но весьма информированных источников, не так. Другое дело, что у "семьи" все еще сохраняются мощные рычаги, в первую очередь экономические, здесь ситуацию быстро изменить трудно...
- Не могу судить о том, чего не знаю. Я просто рассказываю о результатах социологических исследований. Замечу, что в 2001-м таких ответов было несколько меньше.
Характерный факт: большинство опрошенных считает, что Владимиру Путину на следующих выборах президента не следует связывать себя с какой-либо партией.
- А как оценивает население деятельность правительства Михаила Касьянова?
- Здесь оценки несравнимо ниже, чем у главы государства. В той или иной степени отрицательных ответов ("Правительство не вполне заслуживает и совсем не заслуживает доверия") - 61 процент, определенно положительных - 24. Как показало другое исследование, почти три четверти граждан считают, что у правительства нет продуманной экономической программы действий по выходу страны из кризиса. И это, может быть, самая серьезная претензия к кабинету министров. Граждане спрашивают, что же это за власть, если тысячи людей замерзают в своих домах, десятки миллионов не могут выбраться из нищеты? Цены растут, экономика балансирует на грани неустойчивого равновесия, удерживаясь в основном за счет высоких нефтяных цен...
- Какие институты пользуются у россиян наибольшим доверием?
- Церковь, вооруженные силы и СМИ - таковы результаты опросов. Хотя в основном это доверие носит формальный характер. Очень низкие рейтинги у Государственной Думы ("Не вполне заслуживает и совсем не заслуживает доверия"" - 74 процента опрошенных), у Совета Федерации (отрицательных ответов - 53 процента), милиции (75). Профсоюзы, которые многие граждане помнят как самую массовую общественную организацию, сегодня пользуются доверием только у 3 процентов опрошенных.
- Что вы могли бы сказать о межэтнических отношениях?
- Опасений роста экстремизма становится больше. Пока конкретных акций не так уж много, но эффективного противодействия этому со стороны властей, правоохранительных органов нет. 40 процентов граждан считает, что в 2002-м стало больше проявлений национализма; 44 процента - что межнациональные отношения изменились к худшему. Тревожит то, что и в позапрошлом, и в прошлом году более половины россиян поддержали, хотя и с некоторыми оговорками, идею "Россия для русских".
О неприязни к "инородцам" свидетельствуют результаты социологических исследований. К браку близкого родственника (дочери, сына, внука) с грузинами, армянами, азербайджанцами, казахами, таджиками, киргизами или узбеками негативно отнеслись бы 57 процентов опрошенных; с евреями - 46, с чеченцами - 66, с немцами, французами или англичанами - 27. Такие настроения в многонациональном государстве являются весьма серьезным и, я бы сказал, опасным фактором...
- И последний вопрос. Как наши граждане относятся к Соединенным Штатам?
- США перестали быть для россиян "главным военным и политическим противником". К американцам как к народу 77 процентов россиян относятся хорошо (в 2001-м этот показатель был выше - 84 процента), а каждый шестой опрошенный заявил о своем плохом отношении. Три главные характеристики Соединенных Штатов в зеркале социологических опросов выглядят так: "Богатая страна", "Сильная военная держава", "Бесцеремонно вмешивается в дела других стран, навязывает им свои порядки и ценности". Что касается решения Владимира Путина поддержать действия США против международного терроризма, то три четверти граждан одобрили это (хотя в обществе все еще сильны антиамериканские настроения).
Когда-то Америка казалась "землей обетованной", куда хотелось бы поехать и, может быть, жить там. Но после уничтожения "железного занавеса", когда увидели Штаты вблизи, оказалось, что это довольно скучная страна, которая к тому же не имеет вполне вразумительной политики...
Таковы некоторые итоги наших исследований. Хотелось бы надеяться, что общественные настроения гораздо активнее заинтересуют властные структуры.
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОССИЯН В 2002 И 2001 ГОДАХ
(Распределение ответов приводится в процентах от числа опрошенных)
2001г. 2002 г.
1. Год оказался труднее предшествующего 26 30
2. Год оказался легче предшествующего 26 21
1. Появилось, окрепло чувство страха 14 19
2. Появилась растерянность 12 16
3. Окрепла надежда 33 30
4. Озлобленность, агрессивность 17 17
ПОЧЕМУ МНОГИЕ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ В. ПУТИНУ?
2001 2002
Люди убедились, что президент успешно и достойно справляется с решением проблем страны 14 21
Надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны 43 44
Не видят, на кого другого они еще могли бы положиться 34 31
Затруднились ответить 9 4