ЛАРИСА ГУЗЕЕВА: Я ВСЕГДА БЫЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕВУШКОЙ

Актриса Лариса Гузеева стала знаменитой в 24 года, сразу после выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова "Жестокий романс" по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". Сейчас Лариса Гузеева - вполне успешная женщина, у нее замечательная семья и любимое дело, да не одно, а целых три - кино, театр и ресторан.

- Лариса, сегодня многие артисты жалуются на отсутствие работы, невостребованность в кино, в театре. Вы можете посетовать на невнимание режиссеров?
- Вовсе нет. Я репетирую в Малом театре у Виталия Соломина в пьесе Агаты Кристи "Мышеловка". Вместе со мной в спектакле заняты Нина Ульянова, Нина Русланова, Ольга Машная. Снимаюсь в кино: в двухсерийном детективе у Эльдара Уразбаева, мои партнеры - Алиса Фрейндлих и Станислав Говорухин.
- Вас приглашают сниматься в сериалах? Отношение к ним у профессионалов неоднозначное...
- Я отказываюсь от сериалов. Правда, я снялась в "Маросейке, 12", но там была главная роль, это совсем другое. Были еще "Наследницы" - двухсерийный телевизионный фильм, так он и значился в номинации ТЭФИ. У многих актеров сегодня нет другой работы и возможности заработать. А у меня есть. Я могу выбирать и отказываться от того, что мне не нравится.
- Недавно вы открыли свой ресторан. Как возникла эта идея? В какой степени на вас повлиял удачный опыт вашего мужа - Игоря Бухарова, создателя известных московских ресторанов?
- Я мечтала о своем ресторане давно. Я начала ездить за границу еще в период застоя. Сама я хорошо готовлю и к тому же очень любопытна, мне было интересно, как поставлено дело в зарубежных ресторанах. Я все запоминала. Когда все из-за границы везли шмотки и технику, я везла экзотические фрукты, хотя это было запрещено. Мне всегда нравилось принимать у себя дома гостей и удивлять их кулинарными шедеврами. А когда вышла замуж за Игоря и стала наблюдать, как он работает, то поняла, что ничего невозможного нет. Если я не очень хорошо разбираюсь в винах, то могу пригласить профессионала. Готовлю хорошо, но накормить сто человек я не смогу. Значит, надо позвать профессионального повара. Что я и сделала. Сначала я думала о небольшом кафе, но муж сказал, что нужно начинать с большего. Конечно, на этом рынке конкуренция страшная, кругом полно новых заведений, но ведь и артистов много - так что же теперь, не сниматься, что ли?
- Вы играете в театре, снимаетесь, теперь вот бизнес, и у вас двое детей - как удается все совмещать?
- С детьми мне помогает моя мама. Но для чего я работаю? Чтобы облегчить своим детям жизнь. Для чего спектакли, ресторан, фильмы? Для них, не для себя. Свое самолюбие я потешила в 24 года, когда снялась в "Жестоком романсе". Уже тогда страна узнала мое имя. Сегодня я просто хочу твердо стоять на ногах, быть уверенной в завтрашнем дне. Мне хочется комфорта, достойного заработка. Если уж я пошла на то, чтобы родить довольно поздно второго ребенка, я должна отвечать за него.
Например, недавно мне принесли одну пьесу, где героиня ничего не делает по дому, она "вся в искусстве", и ее дочка становится как бы "мамой" - сама готовит, убирает, стирает и "воспитывает" свою маму. Для меня такая модель отношений в семье неприемлема. Мама должна быть мамой, дети - детьми. Если мама не справляется с домом и работой, ей нужно либо уходить из профессии, либо не заводить детей. И если бы меня не хватало на дом и работу, если бы мои дети страдали, я бы все бросила. Служение искусству, творческое горение - все это глупости, самое главное - семья.
- Вы хотели бы, чтобы дети пошли по вашим кинематографическим стопам?
- А почему бы и нет? Мне кажется, что это такая глупость, когда актеры говорят: нет, ни в коем случае! Кто-то ляпнул, а все повторяют. Я не буду говорить, что "только через мой труп". Я считаю, что родители не имеют права что-то запрещать детям.
- А на ваш выбор профессии ваша семья как-то повлияла?
- У меня некинематографическая семья. Мама - учительница. Я рано уехала из дома и стала жить самостоятельно. Кстати, я могу два часа стоять и думать, купить мне кофточку или нет, обзвонить подруг, посоветоваться, но такие важные решения, как, например, уехать из Оренбурга или после 20 лет жизни в Ленинграде переехать в Москву и все начать с нуля, я принимаю в одночасье. Повлиять на меня невозможно. Я ни с кем не советуюсь и сама решаю, когда и сколько мне завести детей.
- Кого вы можете назвать своим наставником в искусстве?
- Назвать какого-то одного человека я не смогу. Разные люди учили меня многому. На меня могут повлиять какие-то даже случайно сказанные слова. Например, Станислав Сергеевич Говорухин обронил какую-то фразу во время банкета, и она на определенное время стала для меня девизом, а он сам об этом и не подозревал. Или какая-нибудь актриса, куря в коридоре, рассказывает историю, связанную с какими-то предыдущими съемками, меня это "цепляет", я делаю какие-то выводы и стараюсь не повторить ее ошибок.
- У вас есть любимые роли? Ведь, кроме "Жестокого романса", вы снимались во многих картинах...
- Да Боже сохрани! Некоторые мои картины 80-90-х годов показывают по телевизору, я закрываю глаза или просто выключаю телевизор, не давая смотреть близким. Тогда съемки были единственным моим доходом, я всегда была девушкой самостоятельной и сама зарабатывала. Чаще всего это были роли проходные, неинтересные. Это сейчас я могу выбирать, да и то никогда не угадаешь, какая в итоге получится картина: один режиссер не совсем в своем уме, другой любит выпить или вовсе не профессионал, потому что сегодня может снимать любой, кто достал деньги.
- Вам довелось работать со многими известными режиссерами, актерами, вам есть что вспомнить. Никогда не хотелось взяться за мемуары?
- Ни один актер, если он умный, не напишет о себе правды. В мемуарах ты подсознательно захочешь исправить, отредактировать свою жизнь. Ты думаешь, что если напишешь о себе с самого детства, то таким образом исправишь сделанные ошибки, исключишь каких-то людей, которые тебе мешали в жизни. И я никогда не напишу так, как было на самом деле, потому что у меня есть голова на плечах. Это у американцев принято выставлять все напоказ, там это приносит деньги, вспомним хотя бы Монику Левински. А русский человек - стеснительный по натуре. Рассказывая о себе какие-то откровенные, интимные вещи, ты придешь только к тому, что соседи и близкие будут крутить у виска пальцем. Мемуары я писать не буду, а если буду, то это будет самая красивая и талантливая ложь, которую свет еще не видывал. Надо врать интересно и чтобы это никого не оскорбляло. Как можно писать о людях, ныне живущих? У каждой актрисы была какая-то история, но незачем об этом говорить и писать. Я думаю, что достаточно умна, чтобы этого не делать.