КАРЕЛЬСКАЯ ЖОЗЕФИНА

Мечта о Париже владеет у нас многими. Самые радикальные готовы увидеть его и умереть, другие просто хотят туда каждую весну. К преподавателю лингвистической школы "Оракул" Наталье Гутиной это не относится. Она завоевала французскую столицу, выиграв учебную стипендию Наполеоновского фонда.

Каждый год эта организация выделяет две стипендии для студентов, специализирующихся по "наполеоновской" теме. Впервые за более чем 20 лет существования фонда одну из них получила наша соотечественница.
- С чего же все началось? - спросила я Наташу.
- Военной историей я интересовалась с детства, еще в младших классах могла рисовать карты исторических сражений. А в декабре 1991 года, когда мне было четырнадцать лет, увидела фильм "Наполеон и Жозефина". Я была покорена личностью французского императора. Сейчас понимаю, насколько этот фильм наивен и неверен исторически. Но восемь лет назад он в какой-то мере определил мою судьбу.
- И все-таки художественный фильм - это одно, а серьезная наука - совсем другое...
- Все, что я делала эти годы, подчинено двум идеям - Наполеону и военной истории. Материала катастрофически не хватало, поэтому приходилось, следуя известному выражению Мольера, брать там, где находишь. Порой случалось покупать книгу ради одной-двух фраз. В трудах наших историков Бонапарт обычно выглядел кровавым диктатором, меня такой подход не устраивает. Чуть больше информации давали военно-исторические журналы, но главным источником стала переписка. Благодаря ей я познакомилась с историками из Москвы, Санкт-Петербурга, Англии, Франции и других стран. Чтобы общаться с ними на должном уровне, постаралась выучить французский и поступила на факультет иностранных языков Карельского педагогического университета.
- И, не будучи историком по образованию, ты все же решилась принять участие в конкурсе Наполеоновского фонда?
- Прежде я решилась на другое: в 1997 году написала письмо ведущему специалисту по наполеоновской истории Жану Тюлару и попросила его стать моим научным руководителем. К моему удивлению, ответ пришел довольно быстро. Тюлар согласился. Примерно в то же время я узнала о конкурсе Наполеоновского фонда, но подать документы уже не успела.
- Пришлось ждать целый год?
- Да, но зато за этот год я закончила с красным дипломом педуниверситет и, продолжая работать над любимой темой, составила проект диссертации.
Летом мне удалось встретиться в Париже с председателем фонда бароном Гурго (он потомок того самого генерала Гурго, который разделил с Наполеоном изгнание на острове святой Елены) и, получив его согласие, представила свой проект на конкурс. Конечно, абсолютной уверенности в победе у меня не было, но все же я шла к этому восемь лет, а за столь долгое время Наполеон научил меня побеждать.
- И каковы твои планы на будущее?
- Стипендия позволит мне провести следующий учебный год в Сорбонне. Собираюсь защитить диссертацию о генерале Газане и получить диплом. По французскому стандарту это завершающая стадия высшего образования, примерно соответствующая нашей кандидатской. Едва ли на этом остановлюсь. У меня есть мечта - увидеть на полках парижских библиотек книги по французской истории, подписанные моей фамилией.