Последние годы жизни Махмуд Эсамбаев проявлял особое внимание к творчеству детей, желая объединить их на одном фестивале. Его мечта нашла воплощение в "Надеждах Европы". Седьмого января, в один из первых дней работы фестиваля, из Москвы пришло горькое известие о смерти мастера. В минуту прощания с великим танцором со сцены еще раз - теперь уже как завет - прозвучало его приветствие участникам нынешнего фестиваля: "Что бы ни случилось, я хочу, чтобы конкурс продолжался. И все, кто выходит на сцену, должны знать, что они артисты. Конкурс должен жить..."
Конкурс будет жить - в это очень хочется верить. Фестиваль уже стал крупнейшим в Европе, объединив более двух тысяч участников от 5 до 21 года практически из всех регионов России, стран СНГ, Балтии, Великобритании и США. И это несмотря на то, что сегодня он существует, по сути, лишь благодаря энтузиазму его организаторов, так как у фестиваля нет богатых спонсоров. В номинациях конкурса не только хореография (причем во всех ее ипостасях - народная, эстрадная, модерн, классический танец, соло), но и вокал (народный, эстрадный, академический), и театр мод.
Фестиваль весьма демократичен: в нем участвуют и те, кто делает первые шаги на сцене, и те, чье мастерство достигло профессионального уровня. Махмуд Эсамбаев говорил: "Пускай к нам приедут и сильный коллектив, и слабый. Сильному есть что показать, чем поделиться, слабому есть чему поучиться".
Без сомнения, нынешний фестиваль открыл имена, которые еще зазвучат у нас в стране. Это относится и к 17-летней танцовщице Светлане Шустовой из Липецка, чья удивительные пластика и чувство музыки буквально завораживали зрителей. Здесь, в Сочи, о ней говорили как о восходящей звезде русского танцевального искусства. Большое впечатление произвело выступление 20-летней московской певицы Анны Жилиной. Диапазон ее голоса позволил с удивительной легкостью и изяществом исполнить эксцентрический "дуэт" - женскую и мужскую партии - из "Фантома оперы". Неудивительно, что именно ей был вручен Гран-при фестиваля вокального конкурса. Кроме того, Анна получила специальный приз "Будущее Европы" и диплом Иосифа Кобзона. Там же, на фестивале, Анна Жилина с радостью приняла наше приглашение на "Романсиаду-2000", Международный конкурс молодых исполнителей русского романса, учрежденный газетой "Труд". Кстати говоря, в "Надеждах Европы" принимала участие дипломант трудовской "Романсиады" Наташа Белозерова. Ей жюри присудило первое место в номинации "Народное пение".
Путь в большое искусство сегодня лежит через многие тернии. Меня, впрочем, как и многих других, не могла не тронуть судьба одной из участниц фестиваля. Наташу Иванову здесь назвали "девочкой-змеей" благодаря ее феноменальной гибкости. Немалые средства для поездки на этот конкурс юной танцовщице из Душанбе пришлось добывать самой. Впрочем, она уже давно зарабатывает деньги для всей своей семьи - увы, ее родителям сегодня найти работу в республике почти невозможно. Зарабатывает нелегким трудом - танцуя безостановочно по пять и более часов на таджикских свадьбах.
Одна из характерных черт фестиваля "Надежды Европы" - участие в нем творческих коллективов и солистов самого младшего возраста. Эту традицию поддержал танцевальный коллектив "Созвездие-А" театра танца Махмуда Эсамбаева. Выдвигая на конкурс танцевальные группы, организаторы фестиваля неизменно отдают предпочтение самым маленьким своим воспитанникам. Ведь для их становления, для того, чтобы уже с раннего возраста они по-настоящему "заболели" танцем, необходима захватывающая конкурсная атмосфера. В будущем это творчески воздастся сторицей.
Очень жаль, что в танцевальной номинации "Модерн" старшей возрастной группы жюри конкурса никому не присудило первое место. Не было достойных? Нет, напротив: профессиональным как по постановке, так и по исполнению стало выступление самодеятельного (пока?) театра танца "Эльта" из небольшого российского городка Елец, показавшего отрывки из спектакля "Пороги вниз", поставленного руководителем театра Ириной Можиной и ее помощником Олегом Оналбаевым. Члены жюри - известные танцовщики и педагоги Валентин Манохин, Вадим Гиглаури, Виктор Шершнев, Владимир Абросимов, Эндрю Монро (США) - отметили незаурядность их таланта. Некоторые даже сравнивали "Эльту" со знаменитым французским балетом Бежара. Однако то же жюри, чрезвычайно жестко следуя конкурсным правилам, сняло "Эльту" с конкурса, ибо они на пару минут превысили лимит времени выступления. Правила, конечно, есть правила, но... Правда, им был присужден диплом за оригинальность постановки, а Эндрю Монро вручил театру личный приз симпатий, сказав при этом, что, будь он лет на двадцать помоложе, непременно станцевал бы с ними. Газета "Труд" также присудила театру танца "Эльта" свой приз - "За балетмейстерское и исполнительское мастерство".
К сожалению, обо всех рассказать невозможно. Ведь только лауреатами и дипломантами стало 140 ансамблей, 95 получили специальные призы фестиваля. Но следует заметить, что художественный уровень творческих коллективов вовсе не зависел от их географического расположения.Так, например, Гран-при по танцевальной номинации был вручен хореографической группе "МиДЭНС" из якутского поселка Айхал.
Одним из тех энтузиастов, благодаря которым живет фестиваль "Надежды Европы", является его инициатор Анатолий Акиньшин, генеральный директор Международного центра фестивальных и конкурсных программ Махмуда Эсамбаева. Он искренне верит, что будущее России и в этих детях, которые выходят на сцену на дрожащих ножках и творят чудеса. И слава Богу, что есть люди, думающие о нашем с вами будущем...
P.S. Участники фестиваля "Надежды Европы-2000" благодарят администрацию оздоровительного комплекса "Дагомыс" за искреннее гостеприимство, а организаторы приглашают всех желающих принять участие в четвертом Международном фестивале детского и юношеского творчества.
Телефон оргкомитета - 467-52-50.