Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова
Уважаемые читатели, наши поздравления новому чемпиону мира по шахматам Доммараджу Гукешу из Индии. Но обо всем по порядку. Мы расстались с вами в прошлый раз, когда первая половина матча закончилась с равным счетом — 3,5:3,5. Седьмая партия стала первой, где белым, которыми играл Гукеш, удалось выйти из дебюта с перевесом. Наверное, это стало сигналом для действующего на тот момент чемпиона мира, что больше нельзя «отсиживаться в окопах», и на следующий день Дин Лижэнь, в свою очередь имея белые фигуры, не стал уклоняться от борьбы. До этого, напомним, он почти демонстративно брал курс на ничью. Впрочем, быть может, Гукеш просто ловко избегал тех дебютных линий, где желание борьбы у соперника могло разгореться. Так или иначе восьмой поединок наверняка укрепил китайского шахматиста в правильности именно первоначальной тактики. Интересная, творческая трактовка английского начала (справедливости ради, обоюдная!) не принесла Дин Лижэню особых дивидендов. А после пары неточностей его оппонент перехватил инициативу и вскоре получил выигранную позицию. Но, чтобы это доказать, необходимо было просчитать весьма нетривиальный вариант. Гукеш этого не сделал, что называется, «поплыл», и спустя несколько ходов ситуация зеркальным образом повторилась. Теперь уже чемпион мира не нашел сложное, почти компьютерное решение, обещавшее ему победу. В итоге получилась ничья, в очередной раз давшая повод «диванным аналитикам» ворчать на тему: «Кто нынче борется за шахматную корону?». Вничью закончились и две последующие партии. При этом Гукеш белыми поддавливал, а вот Дин Лижэнь, играя «сильным цветом», фактически предложил ничью уже в дебюте, и лишь запрет на мирные переговоры до 40-го хода удерживал противников за шахматным столом. Зато оставшиеся четыре поединка выдались очень увлекательными. После 11-й партии претендент впервые в матче повел в счете, но боюсь, что именно в этот момент ряды сторонников концепции «молодой пока не дорос до чемпионского уровня» заметно укрепились. Дин Лижэнь в очередной раз переиграл соперника в дебюте, продемонстрировав очевидно лучшее понимание шахмат. Увы, затем это понимание куда-то исчезло, он не в ту сторону развил слона, и Гукеш, раскрутив свои фигуры, перехватил инициативу. Дело закончилось грубым зевком Дин Лижэня на «флажке» в позиции, где еще можно было упорно защищаться. Но чемпион мира, к его чести, не развалился и на следующий день нанес ответный удар, проведя поединок, как и в лучшие годы. Тонкая позиционная игра в дебюте позволила ему получить значительный перевес, который был реализован предельно энергично и мощно. Юного индийского гения в этой партии не было заметно, уровень его игры некоторые эксперты (между прочим, из числа участников матча за корону) оценили как сеансовый.
Все же не стоит забывать, что психологическая устойчивость после поражений заслуженно считается одной из сильнейших сторон Гукеша. После дня отдыха он, похоже, вернул былую уверенность и провел партию гораздо сильнее. Помог ему в этом Дин Лижэнь, зевнувший на 21-м ходу красивую «тактику». Материальное соотношение не изменилось, но позиция Динга (как часто называют его коллеги и не только) резко ухудшилась, тем более он, как обычно, попал в цейтнот. На 31-м ходу Гукеш мог поставить перед соперником неразрешимые проблемы, полностью сковав его силы. Доммараджу сделал другой ход, казалось бы, выигрывающий сразу, однако у Дин Лижэня нашелся единственный ответ, после которого все срослось. Цейтнот был пройден, и затем, дабы исключить всякий риск в тяжелофигурном окончании, чемпион даже ценой потери пешки разменял ферзей, уверенно сделав ничью в ладейном эндшпиле «три на две на одном фланге». Забегая вперед, скажем, что эта уверенность, похоже, сыграла с ним злую шутку в самый ответственный момент матча.
Перед последней классической партией, в которой китайский шахматист играл белыми, мало кто сомневался, что тай-брейк, к которому он так настойчиво стремился, состоится. Думалось, что и претендент после всех приключений, случившихся в матче, особо возражать не будет. Однако Гукеш навязал сопернику борьбу и не-ожиданно получил определенную инициативу, с которой Дин Лижэнь решил бороться «вчерашним» методом, пожертвовав, почти на ровном месте, пешку. Опять получился эндшпиль «три на две» в пользу соперника, однако кроме ладей на доске еще остались и слоны. При аккуратной защите должна была получиться ничья, но, конечно, не таким способом ее собирался сделать Динг перед началом партии. Наверное, есть какая-то высшая справедливость, что его откровенное стремление к тай-брейку было наказано. На 55-м ходу чемпион мира совершил фатальную ошибку, предложив размен ладей. Он не заметил, что после этого форсированно меняются и слоны, а пешечный эндшпиль оказывается проигранным. Трагическая, но закономерная развязка! Победил очень талантливый, прогрессирующий шахматист с более устойчивой нервной системой, который стремился играть в каждой партии, имел больше «голевых» моментов, рациональнее расходовал время и т. д. Все же не оставляет ощущение, что чемпионское звание Доммараджу Гукеш получил некоторым авансом, и до уровня Карлсена и того же Дин Лижэня образца 2019 года ему надо еще расти. Полагаю, что все предпосылки у него для этого есть.
Нам же еще предстоит поболеть за российских шахматистов на чемпионате мира по блицу и рапиду. По традиции он состоится в самом конце декабря, на этот раз в США. Об этом поговорим в новом, 2025 году, с которым я заранее поздравляю наших читателей!