Оказывается, безудержные эмоции – вещь опасная
Завершившийся в Катаре чемпионат мира запомнился миллионам болельщиков по всему свету как удивительный, яркий праздник футбола. Но, оказывается, безудержные эмоции – вещь опасная.
Из Буэнос-Айреса пришли сообщения о двух погибших во время празднования победы аргентинской сборной. Один болельщик на скорости упал с мотоцикла так неудачно, что получил удушение от фанатского шарфа, намотанного на шее. Другой сорвался в центре столицы с высоченных букв В и А, на которые вскарабкался на радостях.
Всенародные праздники продолжаются, на улицах безумствуют около пяти миллионов горожан. К этим же буквам В и А пытался проехать и автобус с прибывшими из Катара футболистами-героями. Но сначала на его крышу с моста над дорогой начали прыгать болельщики, другие цеплялись гроздьями снизу за окна без стекол. Потом автобус и вовсе застрял в людской массе, так что игроков сборной пришлось забирать оттуда на вертолете. Процедура вышла не быстрой, в результате Месси и Ко не поехали на встречу с президентом страны.
В это самое время французские футболисты, завоевавшие в Катаре серебряные медали, в соцсетях подвергаются массовым оскорблениям. А потому как после семи замен в конце финального матча перед пробитием серии пенальти в составе дружины Дидье Дешама остался лишь один белый игрок, вратарь Уго Льорис, то основная масса оскорблений носит расистский характер. Больше других досталось Кингсли Коману и Орельену Тчуамени, которые пробили свои 11-метровые неточно.
А «Washington Post» разродилась большой статьей под названием «Почему в сборной Аргентины нет темнокожих игроков?». Тут уже обвинения в расизме направлены в сторону нынешних чемпионов мира и аргентинской федерации футбола. На что политическая партия «La Libertad Avanza» отреагировала так: «Потому что мы страна, а не диснеевский мультфильм». К этому надо добавить, что численность темнокожих граждан Аргентины – 150 тысяч человек, лишь 0.3% населения. С таким же успехом можно предъявлять претензии к командам Сенегала, Ганы или Камеруна за отсутствие в их рядах белых игроков. Так ведь можно дойти и до квот по цвету кожи…
Тут впору вспомнить, что основная часть матчей следующего чемпионата мира пройдет именно в США. И можно не сомневаться, что тема расового неравенства будет усиленно развиваться. Нечто подобное уже происходило в ЮАР после прихода к власти первого в истории страны черного президента. В итоге борьба с расизмом приняла бредовые формы, в том числе и в спорте. Так уж в этой стране исторически сложилось, что черное население всегда предпочитало играть в футбол, а белое – в регби. Тем не менее, правительственные структуры в 2013 году заставили общественную организацию – Союз регбистов ЮАР (SARU) федерацию регби узаконить лимит, согласно которому все 14 региональных команд должны включить как минимум семь чернокожих игроков в заявку на матч, в том числе двоих нападающих. И как минимум пять чернокожих должны быть в стартовом составе. И это объясняется благими целями: «предоставлять возможности молодым начинающим регбистам, особенно чернокожим». То есть, коммерческие клубы выплачивают игрокам немалые гонорары лишь за их цвет кожи.
Два года спустя руководство федерации фехтования ЮАР на официальном собрании прямым текстом объявило членам сборной: подготовку к Играм в Рио-2016 мы оплатим лишь черным спортсменам. И объяснение последовало простое: белые фехтовальщики и так богатые. Рассказавшая мне об этом чемпионка страны вынуждена была взять на год академический отпуск в университете, переехать в Швейцарию. Там она днем трудилась тренером, для дополнительного заработка гоняла на авто в соседние города, а вечером занималась сама, причем, за аренду зала и услуги тренера платила из своего кармана. И если движение BLM в США и других странах примет еще больший размах, то трудно даже себе представить, до каких высот глупости и хамства можно дойти.
Хотя в Катаре сборная России не играла, о себе мы напомнили. В Дохе 18 декабря служба безопасности задержала участников группы Pussy Riot при попытке устроить акцию во время финального матча. Они опять пытались выскочить на футбольное поле. В числе трех задержанных Петр Верзилов и Вероника Никульшина, которым четырьмя годами ранее подобная акция удалась. Тогда во время финального матча Франция – Хорватия выбежали на поле Лужников. Отделались легким испугом: 15 суток, штраф на 1500 рублей за незаконное ношение полицейской формы. И еще их лишили права посещать футбольные матчи на три года. Срок вышел, и рецидивисты принялись за старое.
Между тем, их шалости не столь уж безобидны. В 2018 году они на несколько минут прервали матч. Можете себе представить, сколько стоит телевизионное время финала чемпионата мира, который транслируется на все страны для миллиардов зрителей? Телевизионные компании и ФИФА могли «выкатить» принимающей стороне громадную неустойку. Возможно, не сделали этого в знак благодарности россиянам за хорошую организацию чемпионата. Теперь же лишь благодаря бдительности катарских служивых эта акция не повторилась.