Волшебная флейта-пикколо

Метрополитен-опера адаптировала Моцарта для детей, но не удержалась, чтобы похулиганить для взрослых

Метрополитен-опера – не балетный театр и оттого не может в предновогоднюю пору порадовать зрителей главным музыкально-театральным хитом этих дней – «Щелкунчиком». Но в оперном мире есть не менее прекрасная сказка, одинаково любимая детьми и взрослыми, – «Волшебная флейта». Ее нам и показали 12 декабря в череде кинотрансляций, осуществляемых российским агентством CoolConnections.

Правда, на сей раз трансляция не была прямой – это запись: «Волшебной флейты» нет в репертуаре Метрополитен нынешнего сезона. Хотя нам, зрителям, так сказать, удаленным, это не так важно. И даже наоборот, хороший пример другим театрам – как сохранять для публики постановки, почему-либо ушедшие из актуальной афиши.

Различных «Волшебных флейт» автору этих строк пришлось видеть, наверное, больше десятка, но вряд ли ошибусь, если скажу, что эта – самая волшебная из всех. По количеству сценических чудес на единицу времени и пространства трудно представить себе что-то более фееричное, сочетающее в себе и суперсовременные космические образы (дворец Зарастро, похожий на громадную межпланетную станцию), и наивно-смешных кукол (гигантский дракон, тряпичные псы-церберы), и фантастического вида ряженых (балерины на ходулях и в огромных «птичьих» шапках). Нашим зрителям этот стиль должен быть особенно знаком – ведь русско-американский сценограф Георгий Цыпин был и главным художником сочинской Олимпиады. А режиссер, она же художник по костюмам Джули Теймор выступила его верной единомышленницей. Как забавно, но органично это сочетание египетских, китайских, японских мотивов в геометричных, ярко раскрашенных одеждах героев! Как остроумно, хотя не без эротического риска, обыграно женское и мужское начало в символике царств ночи и дня (надеюсь, дети не поймут эти вагинальные и фаллические намеки в контурах стрел, устремленных то вниз, то вверх). Как нарочито мудрены мелькающие повсюду загадочные значки, подозреваю, не имеющие никакого отношения к реальной масонской символике, которую мог бы подразумевать в своей опере «вольный каменщик» Моцарт. Но здесь – никакой назидательной политики, в отличие от, скажем, постановки Большого театра, где Царица ночи разъезжает на начальственной черной «Волге». Спектакль Метрополитен не столько глубокомыслен, сколько насмехается над ложной глубокомысленностью.

Впрочем, политика, кажется, сама вторглась или, точнее, «подставилась» под тонкую иронию моцатовского сюжета. И когда сбитые с толку герои сперва попадают под обстрел фиоритур Царицы ночи с ее страстями-мордастями про Зарастро, а затем так же обалдело тонут в пафосных гимнах велеречивого Зарастро, клянущего Царицу ночи – как не ассоциировать это с идущей сегодня в мире информационной войной, когда сбитые с толку люди не знают, кому верить из оппонентов, с почти одинаковой убедительностью рисующих друг друга исчадиями тьмы. Хотя трудно сказать, имели ли в виду именно этот мотив постановщики – ведь спектаклю уже 9 лет, но сейчас он смотрится особенно актуально.

Но, конечно, главное – музыкальное исполнение. Начать с того, что опера идет под управлением Джеймса Ливайна, и уже само присутствие солнечного маэстро за пультом освещает постановку истинно моцартовским светом. Хотя – никаких игр в аутентизм, это не конек многолетнего лидера Метрополитен-оперы. Но для музыканта с таким точным вкусом отсутствие жильных струн и старинных смычков – не препятствие для того, чтобы мы слышали: это – настоящий Моцарт.

Забавный и обаятельный Папагено (Натан Ганн) прямо-таки притягивает к себе чудеса

Под стать и исполнители на сцене. Прекрасен весь ансамбль – принц Тамино с принцессой Паминой (Мэтью Поленцани и Ин Хуан), гулкий Зарастро (Рене Папе), суетливо-воинственно-трусливый Моностатос (Грег Феддерли)… Но настоящими любимцами публики (по крайней мере той, с которой довелось смотреть трансляцию) стали Эрика Миклоша и Натан Ганн. Более точного и легкого, какого-то «челестового» звучания верхних нот у Царицы ночи не могу припомнить. А Папагено влюбил в себя зрителей всех возрастов и великолепным баритоном, и настоящим, задорно-лукавым характером. Герой Ганна – из тех персонажей, в выдуманность которых дети не хотят верить и потом пишут им письма, как реально существующим.

Одно замечание: постановка (кстати, идущая по-английски, а не в оригинальном немецком варианте) сильно сокращена, опера длится вместо обычных 2 часов 45 минут 1 час 55 минут. Показалось, что даже знаменитая увертюра подрезана… Так сказать, вместо большой флейты нам предложили флейту-пикколо. Впрочем, может, чтобы оперой увлеклись самые юные зрители, так и нужно делать?

Тем, кто не успел посмотреть «Волшебную флейту» до Нового года, удача может улыбнуться 14 января: спектакль повторят в других кинозалах.

А 16 января Метрополитен предлагает уже следующую кинотрансляцию – «Искателей жемчуга» Бизе, причем нам доверяют премьерный спектакль ровно через 100 лет после того, как одна из лучших опер великого французского композитора звучала на сцене этого театра в последний раз. За дирижерским пультом – хорошо знакомый и в нашей стране, особенно в Мариинском театре, Джанандреа Нозеда, на сцене – также звезды: Диана Дамрау, Мэтью Поленцани, Мариуш Квечень и другие исполнители.