Главная Культура 14:26 21 Декабря 2015 2687
Волшебная флейта-пикколо

Метрополитен-опера адаптировала Моцарта для детей, но не удержалась, чтобы похулиганить для взрослых

Сергей Бирюков

Метрополитен-опера – не балетный театр и оттого не может в предновогоднюю пору порадовать зрителей главным музыкально-театральным хитом этих дней – «Щелкунчиком». Но в оперном мире есть не менее прекрасная сказка, одинаково любимая детьми и взрослыми, – «Волшебная флейта». Ее нам и показали 12 декабря в череде кинотрансляций, осуществляемых российским агентством CoolConnections.

Правда, на сей раз трансляция не была прямой – это запись: «Волшебной флейты» нет в репертуаре Метрополитен нынешнего сезона. Хотя нам, зрителям, так сказать, удаленным, это не так важно. И даже наоборот, хороший пример другим театрам – как сохранять для публики постановки, почему-либо ушедшие из актуальной афиши.

Различных «Волшебных флейт» автору этих строк пришлось видеть, наверное, больше десятка, но вряд ли ошибусь, если скажу, что эта – самая волшебная из всех. По количеству сценических чудес на единицу времени и пространства трудно представить себе что-то более фееричное, сочетающее в себе и суперсовременные космические образы (дворец Зарастро, похожий на громадную межпланетную станцию), и наивно-смешных кукол (гигантский дракон, тряпичные псы-церберы), и фантастического вида ряженых (балерины на ходулях и в огромных «птичьих» шапках). Нашим зрителям этот стиль должен быть особенно знаком – ведь русско-американский сценограф Георгий Цыпин был и главным художником сочинской Олимпиады. А режиссер, она же художник по костюмам Джули Теймор выступила его верной единомышленницей. Как забавно, но органично это сочетание египетских, китайских, японских мотивов в геометричных, ярко раскрашенных одеждах героев! Как остроумно, хотя не без эротического риска, обыграно женское и мужское начало в символике царств ночи и дня (надеюсь, дети не поймут эти вагинальные и фаллические намеки в контурах стрел, устремленных то вниз, то вверх). Как нарочито мудрены мелькающие повсюду загадочные значки, подозреваю, не имеющие никакого отношения к реальной масонской символике, которую мог бы подразумевать в своей опере «вольный каменщик» Моцарт. Но здесь – никакой назидательной политики, в отличие от, скажем, постановки Большого театра, где Царица ночи разъезжает на начальственной черной «Волге». Спектакль Метрополитен не столько глубокомыслен, сколько насмехается над ложной глубокомысленностью.

Впрочем, политика, кажется, сама вторглась или, точнее, «подставилась» под тонкую иронию моцатовского сюжета. И когда сбитые с толку герои сперва попадают под обстрел фиоритур Царицы ночи с ее страстями-мордастями про Зарастро, а затем так же обалдело тонут в пафосных гимнах велеречивого Зарастро, клянущего Царицу ночи – как не ассоциировать это с идущей сегодня в мире информационной войной, когда сбитые с толку люди не знают, кому верить из оппонентов, с почти одинаковой убедительностью рисующих друг друга исчадиями тьмы. Хотя трудно сказать, имели ли в виду именно этот мотив постановщики – ведь спектаклю уже 9 лет, но сейчас он смотрится особенно актуально.

Но, конечно, главное – музыкальное исполнение. Начать с того, что опера идет под управлением Джеймса Ливайна, и уже само присутствие солнечного маэстро за пультом освещает постановку истинно моцартовским светом. Хотя – никаких игр в аутентизм, это не конек многолетнего лидера Метрополитен-оперы. Но для музыканта с таким точным вкусом отсутствие жильных струн и старинных смычков – не препятствие для того, чтобы мы слышали: это – настоящий Моцарт.

Забавный и обаятельный Папагено (Натан Ганн) прямо-таки притягивает к себе чудеса

Под стать и исполнители на сцене. Прекрасен весь ансамбль – принц Тамино с принцессой Паминой (Мэтью Поленцани и Ин Хуан), гулкий Зарастро (Рене Папе), суетливо-воинственно-трусливый Моностатос (Грег Феддерли)… Но настоящими любимцами публики (по крайней мере той, с которой довелось смотреть трансляцию) стали Эрика Миклоша и Натан Ганн. Более точного и легкого, какого-то «челестового» звучания верхних нот у Царицы ночи не могу припомнить. А Папагено влюбил в себя зрителей всех возрастов и великолепным баритоном, и настоящим, задорно-лукавым характером. Герой Ганна – из тех персонажей, в выдуманность которых дети не хотят верить и потом пишут им письма, как реально существующим.

Одно замечание: постановка (кстати, идущая по-английски, а не в оригинальном немецком варианте) сильно сокращена, опера длится вместо обычных 2 часов 45 минут 1 час 55 минут. Показалось, что даже знаменитая увертюра подрезана… Так сказать, вместо большой флейты нам предложили флейту-пикколо. Впрочем, может, чтобы оперой увлеклись самые юные зрители, так и нужно делать?

Тем, кто не успел посмотреть «Волшебную флейту» до Нового года, удача может улыбнуться 14 января: спектакль повторят в других кинозалах.

А 16 января Метрополитен предлагает уже следующую кинотрансляцию – «Искателей жемчуга» Бизе, причем нам доверяют премьерный спектакль ровно через 100 лет после того, как одна из лучших опер великого французского композитора звучала на сцене этого театра в последний раз. За дирижерским пультом – хорошо знакомый и в нашей стране, особенно в Мариинском театре, Джанандреа Нозеда, на сцене – также звезды: Диана Дамрау, Мэтью Поленцани, Мариуш Квечень и другие исполнители.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?