В завершающемся 2011 году рекордная величина футбольного жалованья была обновлена дважды, и последний рекорд принадлежит России. «Труд» разобрался, сколько зарабатывают топ-игроки в нашем чемпионате и за рубежом.
Так, в 2010 году Кевин Кураньи согласился играть в московском «Динамо» за беспрецедентные 5,7 млн. евро в год. Но в статусе самого щедрого клуба
Соблазнить трехкратного обладателя Лиги чемпионов на переезд в Россию могли только поражающие воображение цифры в контракте. Жалованье камерунской звезды стало для болельщиков едва ли не большей сенсацией, чем сам факт его трансфера, — оно составило 20 млн. евро. Это почти две трети дефицита бюджета Дагестана в 2011 году и около 90 тысяч среднемесячных зарплат в республике. Нетрудно посчитать, что каждая минута присутствия Это’О на поле обошлась «Анжи» в 7660 евро.
В этом контексте вызывает удивление история, приключившаяся с Это’О в сборной Камеруна: игроки бойкотировали ноябрьский матч с Алжиром, возмущенные тем, что им не выплатили премиальные за предыдущие игры. Самюэль, капитан и главный бомбардир команды, был одним из главных вдохновителей забастовки. За что был дисквалифицирован на 15 матчей, включающих в себя предстоящий Кубок Африки. Было бы
Что касается других высокооплачиваемых игроков
Всего
То, что и в России научатся жить по средствам, кажется лишь вопросом времени. В последние месяцы в Российском футбольном союзе стали поговаривать о введении потолка зарплат. Как водится, дело вряд ли дойдет до конкретных действий, но и без этого некоторые клубы включили режим экономии. Среди лидеров пример подают «Спартак» и «Локомотив», которые принципиально не платят своим игрокам свыше 2 млн. Уменьшается и количество переоцененных отечественных игроков, у которых в условиях лимита на легионеров востребован скорее российский паспорт, чем спортивные качества.
Перейдя в «Анжи», Самюэль Это’О играючи превзошел не только рекорд Кураньи, но и доходы мировых звезд. Теперь его банковский счет пополняется почти в два раза быстрее, чем у Криштиану Роналдо (12 млн. евро) и Лионеля Месси (10,5 млн. евро). В целом в рейтинге самых обеспеченных футболистов планеты наблюдается такая же тенденция, что и в российском: клубы, живущие за спонсорский счет («Манчестер Сити», «Челси»), готовы платить больше, чем те, кто зарабатывает сам («Арсенал», «Аякс»).
Все остальное — ловкость рук футбольных агентов. Благодаря ей футболисты среднего уровня могут буквально озолотиться (например, Глен Джонсон получает в «Ливерпуле» 6,5 млн., Фредерик Кануте в «Севилье» — 6 млн.), а признанные звезды — довольствоваться относительно скромным заработком (Хаби Алонсо получает в «Реале» 4,5 млн., Уэсли Снейдер в «Интере» — 4 млн.).
И, конечно, нужно отметить «гонку вооружений». Боясь, что важный для команды игрок обратит свой взор в сторону конкурентов, футбольные боссы вынуждены постоянно переподписывать контракт, повышая при этом жалованье. Наиболее скандальной в ряду подобных случаев стала история Уэйна Руни. Лидер «Манчестер Юнайтед» в разгар сезона заявил о намерении перейти в «Реал», аргументировав это тем, что «красные дьяволы» не стремятся к высоким турнирным достижениям. Руководство «МЮ» правильно поняло Руни и увеличило его зарплату в 2,5 раза, благодаря чему форвард сборной Англии теперь может меряться кошельками с Роналдо и Месси.
Однако все трое продолжают смотреть снизу вверх на никому не известного аргентинца Диего Конку, который минувшим летом перешел в китайский клуб «Гуанчжоу», назначивший ему рекордную зарплату в 15,4 млн. Как к этому отнеслась Коммунистическая партия Китая, не сообщается. Так или иначе рекорд продержался недолго: не успел Конка справить новоселье, как «Анжи» положил глаз на Это’О. Но китайцы не сдаются: в январе они переманят настоящую звезду — Николя Анелька из «Челси».
Возможно, что вскоре всем желающим обогатиться придется открывать для себя экзотические страны, ведь в европейском футболе собираются ввести «финансовый