Танцующие протуберанцы

В Московском центре Всеволода Мейерхольда показали спектакль «Сны бамбука», который с артистами своего камерного балета «Москва» поставила известный хореограф Елена Богданович

«Труд-7» считает, что определение «экобалет» как нельзя лучше отражает стиль этой красивой, как живой цветок, постановки.

Богданович за последние 20 лет зарекомендовала себя как один из ведущих российских специалистов по современному танцу. На конкурсе артистов балета «Арабеск» в 1994-м Елена получила премию Мориса Бежара. Ей принадлежит хореография легендарного мюзикла «Норд-Ост», удостоенного «Золотой маски», оперы «Снегурочка» в Большом театре, фильмов «Далеко от Сансет-бульвара», «Умирать легко»…

Богданович всегда волновали вопросы энергетики человека и ее тайных источников. Давно интересуясь восточными эзотерическими практиками, Елена однажды попробовала применить в репетиционном зале бамбуковые палочки, покалывающие ладони танцовщиков. Это дало неожиданный эффект: «подзаряженные» энергией натурального бамбука, танцовщики стали двигаться с особой органикой. Хореография естественно выросла из мотивов гармонии природы и человека.

Бамбук стал и стержневой метафорой самого спектакля — как традиционный восточный символ мудрости, долголетия, красоты, вечного круговорота жизни. Как единожды расцветает человеческая жизнь, так и бамбук единственный раз зацветает и после цветения умирает, сохраняя, однако, корни, из которых пробьется к свету новый росток.

Пятерка артистов, одетых в легкие костюмы нежных цветов (их тоже придумала Елена), — это как бы воплощение разноокрашенных энергий или стихий природы. Все группируется вокруг изумрудно-зеленой фигуры танцовщицы, олицетворяющей бамбук. Под музыку Баха, армянский дудук Дживана Гаспаряна, традиционные китайские и корейские мелодии перед зрителем сплетаются, распадаются, пульсируют пять разноцветных протуберанцев, вызывая в памяти светомузыкальные эксперименты Кандинского, Скрябина, Лопухова… Это танец о наших мечтах слиться с природой. Редкий глоток природного кислорода на современной, богатой хитрыми технологичными придумками танцевальной сцене.

Спектакль уже получил международный отклик: в прошлом году его показали на фестивале Пьера Кардена в его замке в Лакосте. «Давно не видел такого сочетания классической культуры и смелости современной хореографии, — отозвался прославленный модельер. — Чувственно, возвышенно, трогательно, эмоционально — в общем… по-русски».