Банк дает, чтобы отнять?
Юрист Екатерина Серебренникова обратилась к президенту РФ с жалобой на российские банки.
Вывешенный на YouTube ролик уже посмотрели 130 тысяч пользователей интернета. По этой цифре можно представить число сограждан, которые стали жертвами банков.
Видеообращение «Банковский беспредел» моментально вызвало волну откликов. Потому что попало в точку, задело больную тему. Юрист, поработавшая в финансовой сфере, называет банки «безжалостной машиной по извлечению прибыли любой ценой». По ее словам, на стороне финансового сектора стоит вся российская государственная система и законодательство, дающее банкам «огромное преимущество» перед заемщиками. Взявшие кредит и в силу обстоятельств оказавшиеся в сложном финансовом положении люди фактически беззащитны. Невозможно выбраться из долговой кабалы, потому что против людей — банки в связке с коллекторами. Правила оценки залога, механизмы перекредитования и договорное право работают на кредитора, и государство в этом попустительствует. Результат — разорение заемщика. Почему когда банки в кризисе, им помогает государство на общие бюджетные деньги, а человеку в трудной ситуации не помогает никто, — задается вопросом автор и предлагает президенту ограничить всевластие банков, превратившихся в «рейдерские организации», и пересмотреть систему контроля за ними.
«Выиграть битву у банков самостоятельно невозможно, равно как и уйти без потерь», — подтверждает вице-президент Ассоциации антиколлекторских сообществ РФ Андрей Влас. Сравнивает деятельность банков с «заранее спланированным рейдер-ст-вом» и Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета, а заодно обещает скоро обнародовать свой анализ ситуации в банковском секторе.
Тем временем в Сети люди выкладывают свои трагические истории взаимоотношений с банками, которые радушно предлагали: «Возьмите кредит на ваших условиях!» «Так только в сказках бывает, — заявил „Труду“ Андрей Влас. — Банки заточены на суперприбыль, а не на оговоренные в договоре проценты. Накрутки берутся из штрафов и пени, про которые сказано в сносках и мелким шрифтом. Их чтением заемщики себя не утруждают, особенно когда деньги нужны срочно, а сотрудники банка максимально корректны и милы. Вторая ловушка — это банковский калькулятор, точнее программа обсчета. В нее зашито все-все, даже недавно запрещенные законом комиссии и хитровыведенные риски».
Конкретный пример. Рабочий одного из московских предприятий при зарплате 36 тысяч рублей взял кредит 100 тысяч под 36% годовых на личные нужды. В кризис зарплату урезали до 15 тысяч, начались с сложности с погашением. По выписке банка за год натикало 750% годовых только штрафов (это кроме «тела» кредита и процентов)! При этом банк умышленно не предупреждает заемщика о «счетчике» и затягивает с обращением в суд, дабы узел затянулся потуже. Плюс банк игнорирует заемщика. Прийти поговорить не получается — общение только через автоответчик или сотрудников, которые говорят заученные фразы и ничего не решают. А тут оказывается, что когда он оформлял кредит, то выдал банку не только телефоны своих родственников, друзей, но и справку от работодателя о «темной» зарплате. Банк начинает угрожать уголовным делом по статье 159 (мошенничество) УК, мол, незаконно кредит получил. Следующий шаг — визит к бедолаге коллекторов, которые ничего не знают, кроме дикой суммы долга и персональных данных. Этого бывает достаточно, чтобы надавить и разорить человека. Хотя ни один суд неустойку в 750% годовых на основании статьи 333 ГК не утвердит. Поэтому банки туда и не обращаются, а действуют через коллекторов либо через службы собственной безопасности.
«Банковские службы безопасности — тоже любопытный инструмент, — констатирует Андрей Влас. — Трудятся там бывшие силовики, которые подкармливают действующих. Они совершенно свободно шерстят эмвэдэшные и эфэсбэшные базы и этой информацией успешно «кошмарят» клиентов (почитайте форумы)! Действует.
Нарушают законы и прочие финансисты — микрокредитные конторы, дающие кредиты под 3% в день, и даже ломбарды (3–10% в день). И все балуются самостоятельным выколачиванием долгов.
Опрошенные «Трудом» специалисты в главном с Серебренниковой согласны: государство должно законодательно определить маржу, запретить внесудебное урегулирование долгов и навести порядок в электронных программах обсчета клиентов.