Говорят, Киев — мать городов русских. Магнитогорск, расположенный у южных отрогов Уральских гор, на самой границе Европы и Азии, один зарубежный журналист назвал
Абсолютно все в 400 тысячном городе зависит от того, как идут дела на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК) . В этом не сомневается никто, в том числе и мэр города Евгений Тефтелев. «Комбинат чихнет — весь город заболеет гриппом», — говорят в Магнитогорске. Такая экономическая модель, казалось бы, должна была обязательно рухнуть во время мирового кризиса. Однако если вы приедете в Магнитогорск, то сможете убедиться в обратном: ММК не только успешно переживает глобальные потрясения, но и реализует амбициозные планы своего развития.
Магнитогорский металлургический комбинат постепенно выходит из кризиса и восстанавливает производство. В уходящем году ММК произведет чуть более 10 млн. тонн проката — примерно на 20% больше, чем в 2009 году. К докризисному уровню — 12 млн. тонн — компания планирует вернуться уже в следующем году.
Сегодня на комбинате обсуждают планы по дальнейшему увеличению производства. В 2014 году, например, ММК предполагает увеличить выпуск проката до 17,3 млн. тонн.
Залог нынешнего успеха, как считают на ММК, кроется прежде всего в разумной инвестиционной политике. «Выживание выше прибыли», — гласит известный экономический постулат. Комбинат даже в трудные времена не отказался от амбициозных планов своего развития, что гарантирует городу благополучное будущее. Магнитогорск, «отец» российских моногородов, по сути явил стране пример того, как эти моногорода могут перекинуть спасительный мостик из советского вчера в рыночное завтра. Глобальный финансово экономический кризис, конечно, несколько подкорректировал стратегию развития ММК, однако руководство комбината предпочло не тратить прибыль на дивиденды, а инвестировать средства в модернизацию собственного производства.
Объем капитальных вложений
Выход из кризиса обусловлен и другим стратегическим фактором. ММК в отличие от других отечественных металлургических комбинатов остался верен выбранной стратегии развития — ориентированности на отечественных потребителей: именно им в первую очередь предназначена продукция возводимых на комбинате современных производственных линий. В 2010 году ММК отгрузил на внутренний рынок примерно 65% от общего объема произведенной продукции. В начале следующего года эта доля должна увеличиться до 70%. Уверенность в выполнении планов дают стратегические соглашения с крупнейшими отечественными потребителями металлопроката: только за последние полтора года ММК подписал такие документы с Челябинским трубопрокатным заводом, «АвтоВАЗом» и КамАЗом.
«Российский рынок очень перспективный и динамично развивающийся, — объясняет приоритеты сбытовой политики комбината председатель совета директоров ОАО „ММК“ Виктор Рашников. — ММК традиционно является ключевым поставщиком отечественной трубной промышленности, автопрома, машиностроения, строительного сектора. Кроме того, внутренний рынок предлагает существенную премию по цене в сравнении с поставками на экспорт. Ведь на внутреннем рынке мы продаем продукцию с высокой добавленной стоимостью. Ну и вторая причина — это, конечно же, менее затратная логистика».
В последние месяцы 2010 года ММК вплотную подошел к рекордным показателям отгрузки товарной продукции на внутренний рынок, а в следующем году намерен превзойти эти достижения. Так, в 2011 году комбинат планирует восстановить утерянные за время кризиса позиции на рынке сортового проката, что должно привести к двукратному увеличению его реализации на российском рынке. Прирост ожидается и за счет увеличения продаж продукции с высокой добавленной стоимостью.
Впечатляет и экологический парадокс «Магнитки». За последнее десятилетие ММК почти удвоил выпуск стали и проката, однако при этом объемы выбросов вредных веществ на предприятии существенно сократились — на 26%. Уменьшились, естественно, и удельные выбросы в атмосферу на тонну металлопродукции — на 36%.
«Конечно, ситуация у нас не идеальная, но ведь качество воздуха в центре Москвы ничем не лучше, чем в Магнитогорске», — делится своим мнением по данному вопросу советник мэра Магнитогорска Кирилл Маркевич.
Природоохранный комплекс
Уникальность Магнитогорска обеспечивают и взаимоотношения комбинат — город. Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. Так вот, ММК исторически настолько сроднился с городом, что не может позволить себе никакую другую позицию, кроме социально ответственной.
«Большую часть времени мы проводим на работе, но это не значит, что мы зациклены только на ней, — утверждает
На комбинате понимают, что работают для жителей города, области. От деятельности градообразующего предприятия зависит судьба почти полумиллиона человек! Поэтому ММК не только наращивает объемы производства и зарабатывает прибыль, создает рабочие места и обеспечивает занятость населения, но и одновременно сохраняет лучшие традиции социальной ответственности бизнеса.
ММК — крупнейший в регионе и очень аккуратный налогоплательщик, вкладывающий к тому же огромные средства в социальную инфраструктуру и гуманитарные проекты. ММК финансирует больницы и образовательные учреждения города, благоустраивает дороги, помогает ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, спонсирует значимые культурные мероприятия, оказывает поддержку физической культуре и спорту, пропагандирует здоровый образ жизни. Под эгидой комбината принята и претворяется в жизнь программа по защите материнства и детства, активно развиваются молодежные и жилищные программы. Немалое внимание уделяется также развитию программ негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования.
Благополучие города основано на успешной работе комбината. При этом магнитогорцы понимают: их моногороду жизненно необходимы диверсификация экономики, развитие бизнес среды, масштабные инвестиции, и не только в металлургическую отрасль. Вот только — парадокс! — реализацию этих амбициозных планов в Магнитогорске все равно увязывают с ММК. «Комбинат — надежный тыл и платформа для развития, но талантливую молодежь одним только ММК в город не заманишь», — пишет в своем
млн. тонн проката предполагает выпускать ММК в 2014 году
млрд. рублей составили затраты комбината на строительство новых природоохранных объектов за 10 лет
Полина Егорова