ЕСЛИ БЫ ПРИНЦЕССА ДИАНА ВЫЖИЛА...

С сегодняшнего дня и по 3 февраля в Московском музее современного искусства работает выставка скандально известной группы "AES+F". Это фотохудожники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес, для чьих проектов перекрывали знаменитую Тайм-сквер в Нью-Йорке, закрывали большой зал Царскосельского дворца, а крупнейшие модельные агентства устраивали серьезные кастинги.

"AES+F" - одни из немногих в современном российском искусстве, кто может считать себя свободным от русско-советской художественной традиции. К соцреализму и соц-арту они тоже не имеют никакого отношения. Сами художники признают влияние гения Возрождения Леонардо да Винчи, философов Ницше и Батая... Используя мифологию и новейшие технологии, художники эксплуатируют фэшн-фотографию, элементы масскульта и голливудского кино, классическую эстетику старых мастеров для создания собственного языка, где виртуальный мир все более вытесняет реальный. Каждый их новый проект, будь то "Подозреваемые" (1998) или "Action Half Life" (2003), - художественная провокация, заставляющая трещать по швам привычные представления о мире. Какой скандал разразился, когда они в 1996 году выпустили "Исламский проект" - фотографии мировых столиц, на которых вместо открыточных, набивших оскомину видов с площадями и памятниками, с Рейхстагом и Белым домом, оказались минареты, купола мечетей, арабские базары, бедуины на верблюдах и осликах.
Выставка в Москве - своеобразный отчет группы за 20 лет существования. На суд зрителей вынесены работы из серии "Исламский проект", видеоработы "Лесной царь" и "Who Wants To Live Forever" (фантазии на тему, как бы вела себя принцесса Диана в первые минуты после автокатастрофы, если бы выжила), масштабные цифровые панорамы "Action Half Life" и "Последнее восстание-2"...
Посмотрев эти избранные экспонаты, мы, может быть, поймем, в чем суть успеха группы "AES+F" на недавних бьеннале в Венеции, Стамбуле и Гетеборге.