По словам сенатора Гусева, цель законопроекта заключается в том, чтобы убрать с рынка подпольный суррогат, доля которого достигает, по его собственной оценке, 50 процентов. При написании документа он использовал опыт Швеции, в которой за 30 лет госмонополии на розничную продажу алкоголя потребление крепких спиртных напитков снизилось с 60 до 25 процентов.
Владимир Гусев не первый раз выступает с инициативой ввести госмонополию на продажу алкоголя - аналогичное предложение он выдвигал и в 2006 году. Кстати, в том же году, в разгар массовых алкогольных отравлений, ввести госмонополию на оборот этилового спирта (причем, как пищевого, так и технического) призывал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Эту же идею озвучивал и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. А думский лидер Борис Грызлов предлагал установить госмонополию на продажу всего алкоголя.
В том же 2006 году стало ясно - ввести в действие на алкогольных предприятиях ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему) не удастся. Дело в том, что контролирует производство алкоголя сразу несколько ведомств - Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, а координации между ними явно не хватает. И как следствие, чиновники время от времени высказывают предложения: одни - ввести госмонополию, другие - создать ведомство под условным названием "Росалкоголь".
В ноябре 2007 года с предложением монополизировать оборот этилового спирта и создать алкогольную госкорпорацию выступил уже глава Счетной палаты Сергей Степашин. Он даже написал по этому поводу письмо президенту, в котором довел до сведения Владимира Путина, что "объем продажи водки в рознице в 2006 году на 80 процентов превысил легально отгруженную заводами". В ответ на предложения аудиторов, Минфин представил свои соображения в правительство: госмонополия потребует значительных бюджетных расходов, но не решит проблем потребления населением паленой водки.
Как заявил "Труду" руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, ни у одного субъекта Федерации нет опыта создания целой торговой отрасли. Нет его и у государства. В регионах работают от 30 до 70 оптовых компаний - у них отлаженные связи с производителями, отечественными и зарубежными партнерами, торговлей, свои склады и транспорт. Они знают ассортимент, маркетинг. А их предлагается заменить некомпетентными чиновниками. По мнению Дробиза, россияне все равно не будут пить, как шведы - другой менталитет и уровень жизни. Почти треть нашего населения просто не может себе позволить качественную легальную водку - у них хватает денег только на суррогаты, которые раза в четыре дешевле. Вадим Дробиз уверен: если инициатива Гусева пройдет, то алкогольный рынок рухнет.